ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Тест: галоген, ксенон, светодиоды - что выбрать? Качество света фар глазами водителя. Тестируем световые новинки риф Opel Insignia Sports Tourer: световое шоу с молнией

Прошлой осенью мы свели в очном поединке машины с галогенной, ксеноновой и LED-светотехникой (ЗР, 2015, № 10) - и выяснили, что способности светодиодных фар, которым поют дифирамбы производители и маркетологи, слегка преувеличены. Однако технологии не стоят на месте: за светодиодами наше светлое будущее! Поэтому мы пригнали на полигон десяток из доступных на российском рынке машин со светодиодными фарами и устроили им «темную». Разношерстная компания - от самых популярных и относительно доступных автомобилей до откровенно дорогих - дала обильную пищу для размышлений.

Классовое неравенство

Разница в конструктивной сложности фар и систем управления ими оказалась настолько значительной, что мы разбили участников теста на несколько условных групп. Обладатели самых простых систем - Hyundai Tucson , Nissan X‑Trail и Toyota Land Cruiser 200. Не удивляйтесь, что «двухсотый» со стартовой ценой 3,8 млн рублей попал в эту компанию - по степени технической навороченности Toyota находится на уровне автомобилей Hyundai и Nissan. На Ниссане и Тойоте установлены полностью светодиодные фары и система автоматического управления дальним светом. Hyundai ее лишен, а по LED-технологии у него выполнен только ближний свет. Зато он умеет дополнительно подсвечивать повороты, чему не обучены оба «японца».

Вторую группу сформировали Infiniti Q50, Jaguar XF и Cadillac Escalade ESV, которые обладают внушительным арсеналом для борьбы с «силами тьмы»: располагают полностью светодиодными фарами, системой автоматического управления светом и функцией подсветки поворотов.

К высшей категории мы отнесли Audi Q7, Mercedes-Benz C‑класса , Volvo XC90 и Lexus LX. В довесок к перечисленным выше функциям они являются обладателями так называемых матричных фар, которые умеют сегментарно приглушать свет, чтобы не слепить водителей встречных и попутных машин, - и теоретически должны на голову превзойти прочих участников теста по качеству освещения дороги.

Общепринятой методики сравнительных испытаний современной светотехники нет. Поэтому, как и в случае с системами автоматического торможения (ЗР, 2015, № 6), мы разработали собственную тестовую программу, включающую комплекс различных упражнений.

Тесты поделили на три этапа. Для начала - статические испытания. В определенных точках замеряем люксметром освещенность в режиме ближнего и дальнего света, а также оцениваем работу боковых и поворотных фар (при их наличии). Затем в динамике проверяем, насколько четко и быстро функционирует автоматическое включение и выключение дальнего света, а еще - как работает матричная технология. На десерт - регламентированный тестовый маршрут по дорогам общего пользования, где, в отличие от рафинированных условий полигона, есть другие автомобили, дорожные знаки, мачты освещения и прочие особенности, сбивающие с толку управляющую электронику.

Из-за значительных технических различий и сильного разброса цен мы не стали расставлять участников теста по ранжиру, но лучших в отдельных дисциплинах выявили.

Ночное многоборье: упражнения тестовой программы

1. «Далеко гляжу»

Асфальтовая площадка размечена конусами на квадраты со стороной 10 м. Люксметром Эколайт СФАТ. 412125.002 замеряем освещенность у каждого конуса на высоте 0,1 м от асфальта. На основе полученных данных строим модели пучков дальнего и ближнего света. Они показывают распределение света и его дальность.

2. «Глаза разбегаются»

Во втором статическом упражнении измеряем ширину пучка и оцениваем эффективность режима подсветки поворотов (при его наличии). Конус установлен в 20 м перед бампером автомобиля. Пешеход приближается к нему справа под прямым углом к стоящей машине и останавливается по команде водителя на границе зоны видимости. Результат - расстояние в метрах от человека до конуса. Если у машины есть поворотный или боковой свет, то даны два результата - без него и с ним.

3. «На встречке»

Самый очевидный из тестов в движении - встречный разъезд. Фиксируем, за сколько метров автоматика, заметив приближающуюся машину, переключит дальний свет на ближний или, в случае матричных фар, начнет затемнять отдельные сегменты.

4. «Нагоняем попутного»

Чуть усложним предыдущее испытание и подставим камере не яркие фары, а задние габаритные огни. Посмотрим, когда электронный разум перестанет слепить нагоняемый автомобиль.

5. «Внимание - обгон»

Тестовый автомобиль должен оперативно убавить яркость света, распознав опередившую его машину. Так как оба участника теста находятся в движении, результат представлен не в метрах, а в секундах.

6. «Скорость реакции»

По сути, имитируем ситуацию, когда встречный автомобиль выскакивает из-за поворота или после подъема. Автомобиль едет в кромешной темноте, а стоящая на встречной обочине машина в определенный момент (расстояние между машинами около 200 м) включает фары. Задача электроники всё та же - как можно быстрее переключиться на ближний свет. Фиксируем время реакции в секундах.

Ночное бдение

В полной темноте приступаем к замерам освещенности беспристрастным люксметром. Глаза перестают видеть объект, когда освещенность падает ниже пяти люксов. Но на границе светового пучка, за которой визуально начинается кромешная тьма, прибор еще фиксирует один люкс - вот это значение и примем в качестве пограничного. До нуля освещенность может снижаться очень долго - десятки метров! - но это уже фоновое значение, которым можно пренебречь.

С ближним светом всё поначалу кажется логичным. Простенький Nissan X‑Trail не добил светодиодными фарами и до 40 м, а продвинутые Audi Q7 и Mercedes-Benz C‑класса вышли аж за 130 м. Более чем трехкратная разница! Lexus LX и Jaguar XF продемонстрировали весьма скромные способности, явно не соответствующие их навороченной светотехнике: 40 и 65 м соответственно. Кроме того, Nissan и Lexus выделяются очень резкой границей перехода из света в темноту - возникает ощущение опустившегося занавеса. Ехать с такими фарами некомфортно.

Измерение границ дальнего света - изнурительный труд. Еще бы, ведь некоторые испытуемые заставляют отходить с люксметром почти на 300 м. Мы ожидали увидеть самый яркий свет на машинах с продвинутыми матричными фарами, но в лидерах неожиданно оказался Land Cruiser 200 с полностью светодиодной, но относительно простой светотехникой. Его результат - 290 м. «Японец», правда, нещадно «лупит» на встречную полосу, тогда как соперники с чуть худшей дальнобойностью (Volvo, Jaguar, Mercedes-Benz, Audi) сохраняют интеллигентное светораспределение. Впрочем, при наличии функции автоматического управления светом эту особенность Тойоты не стоит считать серьезным недостатком. Худшим ожидаемо оказался Hyundai с галогенными фарами дальнего света.

За исключением Ниссана и Тойоты, все машины умеют подсвечивать виражи с помощью поворотных механизмов в фаре или включением бокового света - противотуманки или отдельной секции в основной фаре.

Управляющая электроника получает команду от указателя поворота или датчика угла поворота руля и отдает команду исполнительным механизмам. Ширину светового пучка замеряем в 20 м от машины - на этом расстоянии поперек «взгляда» фар идет человек от оси симметрии машины к обочине. А мы замеряем точку, в которой он станет невидимым. Лучший результат показал Volvo: водитель видит пешехода, стоящего в 27,6 м справа от машины. Причем выдал этот результат без использования каких-либо дополнительных функций: измерения мы проводили в статике, когда у XC90 не активен механизм поворота фар (это, например, умеет Infiniti), а боковая подсветка противотуманной фарой бесполезна, потому что озаряет лишь небольшое пространство под бампером. Широко светят основные фары Volvo!

А вот Hyundai, наоборот, продемонстрировал, насколько эффективна дополнительная секция боковой подсветки. С ее помощью он повторил результат лидера - но для этого уже нужно крутить руль, чтобы включилась боковая подсветка. Остальные в этом упражнении серьезно отстали. Лучшие из числа преследователей - Infiniti Q50 (19,8 м с поворотными фарами) и Jaguar XF (19,2 м с боковым светом). Но оба в то же время оказались худшими при прямом положении колес: 10,2 и 9,9 м соответственно.

Кстати, количество LED-источников в фаре напрямую не влияет на эффективность освещения. К примеру, Mercedes-Benz и Audi выступили в статичных дисциплинах практически наравне, при этом у С‑класса на одну фару приходится всего восемь светодиодов, а в Q7 только за дальний свет отвечают три десятка.

Поехали!

В динамических тестах мы оценивали работу автоматики переключения с дальнего света на ближний и обратно. Практически все машины выступили одинаково при встречном разъезде, когда в объектив камеры попадал яркий головной свет: они не испытывали затруднений и мгновенно меняли режим (кроме, разумеется, Hyundai, который лишен этой функции). А вот когда нужно было ориентироваться на более тусклые задние габариты, некоторые давали сбои. Nissan X‑Trail даже в идеальных условиях полигона, где на спецдорогах нет дополнительных источников света, мешающих корректной работе автоматики, распознавал их через раз.

Infiniti Q50 и Cadillac Escalade стабильно опаздывают при переключениях с дальнего света на ближний, когда их обгоняет другой автомобиль, - мы намерили соответственно четыре и три секунды задержки! Всё это время обогнавший их водитель мучается из-за отражающегося в зеркалах яркого света фар. Других замечаний у нас нет.

Слева направо: Mazda 6 с биксеноновыми поворотными фарами; Mazda 6 с полностью светодиодными адаптивными фарами; Nissan Tiida Tekna со светодиодным ближним и галогеновым дальним светом; Nissan Tiida Elegance с раздельным галогеновым светом - ближним и дальним.

Поначалу светодиодный головной свет полагался лишь машинам премиальных марок, но за последние год-два новая технология совершила рывок и стала вытеснять ксеноновый свет из списка дополнительных опций даже на автомобилях среднего ценового диапазона. Заслуженно ли?

Чтобы это проверить, в ночной тест на Дмитровский автополигон мы снарядили четыре машины. Первая пара - хэтчбеки : один с галогеновыми фарами, а другой со светодиодными. Причем светодиодки неадаптивные и задействованы только в ближнем свете.

А еще - два седана Mazda 6. После недавнего «шестерка» сменила биксеноновые поворотные фары на полностью адаптивные светодиодные. Поэтому мы взяли новую машину и дореформенную: поглядим, есть ли прогресс.

СВЕТЛОЕ БУДУЩЕЕ?

Если световой поток встречает на своем пути какую-то поверхность, то она получает освещенность, измеряемую в люксах (лк). Мы прихватили с собой люксометр «Эколайт» СФАТ.412125.002 и на 200‑метровом тестовом отрезке дороги замеряли освещенность на разных дистанциях. Помимо замеров, результаты которых сведены в таблицу, оценить светораспределение помогут фотографии, сделанные в одном ракурсе. Ведь никакие цифры не способны передать то, что видят глаза.

Первым к 200‑метровой «линейке» из конусов со светоотражателями подъезжает самый скромный участник теста - Tiida с галогеновым светом . Она показала ожидаемый и невыдающийся результат: пятно теплого желтого цвета теряет одетого в темное человека на правой обочине уже на расстоянии 50 метров при ближнем свете, а при переходе на дальний - на дистанции 120 метров. Это наша отправная точка.

На исходную позицию выходит Tiida в дорогой комплектации: светодиоды вспыхивают белым cветом и… Немая сцена. Новомодные светодиоды светят вдоль полосы всего на 25 метров! При этом из-за специфической формы пучка пешеход в темной одежде виден на обочине в светодиодном ближнем свете на расстоянии 40 метров. Проигрыш галогенкам не столь уж велик, поскольку светодиодный пучок лучше «простреливает» обочину, но все равно - проигрыш! Впору вспомнить зарю автомобилизации , когда перед машиной шел человек с красным флажком и предупреждал о приближении невиданной самоходной кареты.

НЕЗАСЛУЖЕННАЯ ОТСТАВКА

Mazda 6 с биксеноновой оптикой сразу дала понять, что нашей 200‑метровой «линейки» ей будет недостаточно. Около последней отметки прибор уловил люксы даже от ближнего света фар, а дальний и вовсе освещал лес в 320 метрах от машины. «Тарированный» пешеход скрылся из вида на расстоянии 60 метров в режиме ближнего света и 120 метров - в дальнем свете.

А светодиодные фары снова озадачили. Картина не столь катастрофическая, как у Тииды, но похожая: граница света и тени заметно ближе, чем в случае ксенона, причем ближняя ее часть точно в полосе движения, а обочина освещается лучше. Эксперимент с человеком подтвердил первые впечатления: границы видимости одетого в черное пешехода - 55 и 110 метров, что хуже показателей ксенона. Вот вам и новые технологии.

ЭХ, ПРОКАЧУ-ПОСВЕЧУ!

Подкрепим замеры субъективными ощущениями от езды.

В случае с Тиидами галогенки неплохо справляются со своей задачей, позволяют вполне комфортно передвигаться на разрешенных за городом скоростях. А с LED-фарами ехать неприятно и порою даже опасно, в первую очередь из-за странного светораспределения. Светодиоды сильно бьют вдоль правой обочины и немного захватывают встречную полосу, зато прямо перед носом вырезают из светового пучка довольно значимый кусок - вероятно, чтобы не слепить водителя идущей впереди машины.

Забота о ближнем - дело благое, но не в ущерб же себе! Не всегда ведь следуешь за кем-то.

Более того, граница света и тени очень резкая и рассмотреть что-либо за ней невозможно - словно занавес перед машиной опустили, причем в 25 метрах от бампера. При такой, мягко говоря, скромной дальности прочие достоинства светодиодов (например, более привычный глазу цвет светового пучка) сходят на нет. Границы световой зоны существенно расширяются, когда переключаешься на дальний, - точнее, загораются дополнительные секции с галогеновой лампой. Но держать его включенным постоянно не получится - будешь слепить встречных. Кроме того, от двухцветного пучка (белый от светодиодов и желтый от галогенок) глаза быстро устают.

Но и на Мазде не всё однозначно! На невысоких скоростях светодиодный ближний свет тоже проигрывает ксенону, хотя электроника умеет перестраивать форму светового пучка в зависимости от дорожной обстановки.

Пользу от умной системы управления ощущаешь лишь на скорости выше 40 км/ч и при отсутствии других машин в поле зрения: автоматически включается дальний свет, разом прекращая все разговоры о недостаточной эффективности.

При приближении попутных или встречных автомобилей LED-фара не выключает дальний свет полностью, а лишь приглушает отдельные секции, чтобы не ослеплять других водителей, - в пучке света словно вырезается темный прямоугольник, в котором маячит встречная машина.

Опираясь на данные с передней камеры, электроника играет формой пучка довольно четко. Лишь в паре случаев она ошибочно приглушила огни, приняв за фары встречного автомобиля яркий фонарь.

Ксеноновые фары дореформенной Мазды светят лучше, но приглушать свет они не умеют, а потому при встречных разъездах и обгонах приходится вручную переходить с дальнего света на ближний и обратно. Вот почему при чуть худших параметрах источника света светодиодные фары обновленной Мазды 6 мы оцениваем выше старых, газоразрядных ламп.

«Заглядывать» в повороты умеет и та и другая маздовская светотехника, но никакой существенной разницы в четкости и скорости срабатывания мы не заметили ни на спецдорогах полигона, ни на трассах общего пользования.

В СВЕТЕ ГРЯДУЩЕГО

В случае с Тиидой переплата за крутые светодиоды вроде бы скромная: за 27 тысяч рублей обретаете продвинутые фары, шторки безопасности, круиз-контроль и еще пару декоративных мелочей. Но - вот парадокс! - получаете при этом худший свет.

А на машинах среднего и высшего ценовых сегментов умные адаптивные фары не только умело скрывают недостатки полупроводниковых источников света, но и делают ночные поездки безопаснее. В этом мы убеждались и прежде на других дорогих автомобилях. И уже ради этого стоит приобщиться к высоким технологиям.

Они пока недешевы, но сама опция при покупке новой машины оценивается примерно так же, как и «старый» ксенон.

Например, для Мазды это 170 тысяч рублей за пакет из LED-фар, кожаного салона с электроприводами и памятью регулировок, проекционного дисплея и обогрева задних сидений. Год назад, при значительно более гуманном валютном курсе, схожий набор с биксеноном (кстати, без проекционного дисплея и обогрева задних сидений) стоил 130 тысяч рублей.

При покупке оптики отдельно разница более заметна: ксеноновая фара на «шестерку» стоит около 40 тысяч рублей (для справки: более навороченная на Audi A8 обойдется в 100 тысяч), а светодиодная минимум вдвое дороже, причем неоригинальных комплектующих нет и, скорее всего, не будет. Такие ценники могут довести до инфаркта. Впрочем, светодиодная техника будет быстро дешеветь.

И за этими источниками света будущее - это ясно уже сегодня.

Адаптируемся

05

(1)

Будущее за многофункциональными фарами, автоматически формирующими световой пучок в зависимости от скорости, погодных условий, профиля дороги и наличия других машин. За распределение света отвечает комплекс устройств: датчики дождя, скорости, угла поворота руля и положения подвески, камера на ветровом стекле, навигационная система.

Первая эффективно работающая адаптивная светотехника (1) была сделана на базе биксеноновых фар. За изменение светораспределения в них отвечает барабан-шторка, установленный между лампой и линзой. Вращаясь на горизонтальной оси, он занимает одно из нескольких фиксированных положений, каждое из которых формирует световой пучок. Так получаются городской, пригородный, магистральный и прочие варианты освещения. Позже инженеры решили использовать в основном дальний свет, а с ослеплением бороться с помощью постепенного опускания ламп.

06

(2)

(2) LED-технология открыла новые горизонты. В фаре (2) несколько светодиодов, каждый из которых отвечает за свой сегмент дороги. Значит, можно затенять отдельные секторы, оставляя освещенным остальное пространство.

Самые совершенные, сложные и дорогие - так называемые матричные фары (3). Каждый источник света, счет которым идет на десятки, отвечает за определенный сектор. В фаре нет поворотных элементов для регулирования светового пучка - светодиоды жестко закреплены на стационарной плате под определенными углами относительно горизонтальной и вертикальной осей, а алгоритмы включения и регулировки яркости задаются программой. Так как светодиоды быстро выходят из строя при повышенных температурах, в фарах обязательно предусмотрена система принудительного охлаждения - с микровентиляторами и дополнительными воздуховодами для точного распределения воздушных потоков.

07

(3)

ГАЛОГЕНКИ

ПЛЮС: Низкая цена; недорогие источники света и возможность их замены МИНУС : Высокое энергопотребление; адаптивный свет никто не делает

КСЕНОН

ПЛЮС: Отличный свет; возможность замены ламп МИНУС : Высокое энергопотребление; адаптивный свет сложно реализовать

СВЕТОДИОДЫ

ПЛЮС: Безграничные возможности в создании адаптивных фар; низкое энергопотребление, долгий срок службы; по спектру ближе всех к дневному свету МИНУС : Необслуживаемые (заменяется только фара в сборе); сложная конструкция с собственной системой управления и охлаждения очень дорога; без адаптивного режима светят плохо

Фары с лампами накаливания - это прошлый век. Сегодня существует несколько типов источников света. Велика ли между ними разница и каковы преимущества каждого?

Свет фар можно испытать в лабораторных условиях. Например, в фотометрическом туннеле. По итогам такого теста можно получить экспертное заключение о светораспределении, дистанции освещения и рассеивании световых лучей. Все результаты будут измеряться в таких величинах, как люмены, люксы, кельвины: понять эти данные смогут только инженеры-светотехники. Рядовой водитель сможет лишь многозначительно покачать головой. Поэтому мы решили не заниматься лабораторными тестами, а выбраться "в поле", чтобы провести практические испытания.

Мы оценили качество света фар глазами водителя. Испытуемые автомобили были помещены в реальные и равные условия: дорога, различные объекты на определенном расстоянии от машины и естественное отсутствие другого освещения. Кроме того, мы проверили фары не только в статике, но и в динамике, когда проявляются другие факторы освещения как, например, раздражающее дрожание границ света фар при проезде неровностей. Также в динамике мы оценивали качество освещения поворотов различной крутизны, причем не делали скидку для стандартных фар со "стационарными" линзами. В отношении активных фар мы исследовали их "интеллект": например, способность быстро автоматически переключаться с дальнего на ближний свет и эффективность "заглядывания" в поворот и т.п. Еще мы оценили дизайн современных осветительных приборов, яркость дневных ходовых огней. Дополнительные баллы машина получала за адаптивные функции стоп-сигналов: например, за способность сигнализировать об экстренном торможении при срабатывании ABS. В конечном итоге мы сможем отрапортовать об итогах практического теста фар на понятном большинству людей языке.

В нашем тесте приняли участие 10 автомобилей, с чьей помощью мы смогли найти ответы на поставленные вопросы. В этих авто представлены все возможные современные системы освещения: галогеновые, ксеноновые и светодиодные. Светодиодная оптика наконец-то вышла за рамки премиум-класса: наряду с Audi A7, BMW 6-й серии и Mercedes CLS холодным светом многочисленных LED-элементов на дорогу "смотрит" и Seat Leon - представитель народного компактного класса.

Многие эксперты считают, что светодиодные фары постепенно вытеснят своих ксеноновых "коллег". Однако довольно долгое время штатным оснащением для большинства машин, особенно дешевых, будут оставаться фары с галогеновыми лампами. А вот фары с лампами с традиционными нитями накаливания (в качестве источника дальнего и ближнего света) уже давно ушли в прошлое. Чтобы понять почему это произошло, мы включили в тест винтажный Mercedes 170 V Universal: на примере этого 70-летнего олдтаймера мы увидим прогресс, пройденный автомобильными световыми приборами. Его 6-вольтные лампочки светят желтым светом, которого хватает на освещения пары метров дороги перед радиаторной решеткой.


Как мы испытывали и что оценивали

К категории освещенность относится качество освещения дороги ближним и дальним светом фар. Освещение оценивалось как в статике, так и в динамике, при быстрой езде по неосвещенной дороге. Применялись следующие критерии оценок: субъективное впечатление о яркости, дальности, однородности и цвете (оттенке) освещения. На перекрестках и участках дороги с круговым движением мы дополнительно оценивали качество функции освещения траектории поворота (если такая имелась).

Видимость - более сложная категория, описывающая качества передней и задней оптики при взгляде со стороны водителей других транспортных средств. Здесь мы оценивали качество работы системы автоматического переключения с дальнего на ближний свет, видимость сигнала поворота в задних фонарях при включении сигнала торможения, функцию адаптивного сигнала торможения. Кроме того, свет передних фар оценивался с точки зрения водителей попутных и встречных автомобилей на предмет наличия ослепляющего эффекта или слишком рассеянного пучка.

В категории комфорт суммированы оценки за общее впечатление от освещения интерьера: обязательного и декоративного. В частности, мы оценили качество света от потолочных плафонов, подсветку перчаточного ящика и багажника.

Обзор современной светотехники

Источники света с электрическими лампами накаливания появились на автомобилях в 1913 году. С тех пор они непрерывно развивались. В 1924 году были созданы двухнитевые лампы накаливания, а спустя 38 лет была представлена первая галогеновая лампочка для дополнительных фар. Галогеновые фары производят гораздо больше света, особенно лампы Н4 с двумя спиралями накала. Их стали устанавливать в основные фары с 1971 года, и до сих пор они очень популярны. Галогеновые лампы H1, H3, H7, H9, H11 и HB3 имеют по одной спирали накаливания. Поэтому фара нуждается в двух таких лампочках: для ближнего и дальнего света. Галогеновые лампы выдерживают большие температуры, обладают мощным светом и светят дальше. Но ксеноновые (газоразрядные) лампы еще лучше. Они разжигаются очень высоким напряжением, нити или спирали в них нет: между электродами в колбе, заполненной газом ксеноном, горит электрическая дуга. Срок службы ксеноновых ламп очень долгий. А вот светодиоды (LED) рассчитаны на срок службы автомобиля. Диоды - это полупроводники, в которых электрический ток преобразуется непосредственно в световое излучение. В автомобильных фарах светодиоды используются большими группами и управляются электроникой.

Двухнитевые

Галогенная

Ксеноновые

Светодиодные

Яркое и светлое будущее

Технология светодиодных фар пережила огромный прогресс с момента появления в автомобилях. Компания Audi проводит исследования в сфере светодиодного лазера для задних фонарей. По задумке один маленький светодиод должен производить достаточно света, на который могли бы ориентироваться водители автомобилей сзади. Еще светодиодный лазер может светить на дорогу, например, прочерчивая на асфальте красную стоп-линию, тем самым предупреждая другого водителя соблюдать безопасную дистанцию. При дожде или тумане вместо линии на дорогу проецируется треугольник: когда лазер проецируется на водяную взвесь и капли, они начинают светиться, на что обращают внимание другие водители.

Еще одна технология, разработки которой ведут компании Audi, BMW и Mercedes, называется OLED. Это "органические светодиоды". Возможность этой светотехники была продемонстрирована на концепте Audi (см. фото выше): на задней двери была размещена большая панель, повторяющая форму кузова и наполненная бесчисленными OLED. По сути, такая панель, называемая компанией Audi "рой", является видеоэкраном, способным воспроизводить несложную графику. Экран "рой" способен передавать гораздо больше визуальных сигналов, чем привычные задние фонари.

Передовую технологию в скором времени продемонстрирует Mercedes. Новый S-класс будет автомобилем без лампочек. Его светотехника будет насчитывать 190 светодиодов, на которые возложены все световые функции. Адаптивные светодиодные фары Mercedes S-класса будут обладать антиослепляющей функцией при постоянно включенном дальнем свете, такая технология на сегодняшний день доступна лишь для ксеноновых фар. Задние фонари также будут адаптивными, яркость и характер их свечения будет изменяться в зависимости от скорости и условий движения. Когда необходимо, задние фонари S-класса будут привлекать больше внимания других водителей, не раздражая глаза и не ослепляя.

Свет олдтаймера

Небольшая мощность (38 л.с.), малое напряжение бортовой сети (6 вольт) и никудышное освещение (45 ватт от ламп с двумя нитями накаливания). Передние фары - отдельно стоящие, одна лампочка служит для ближнего и (когда загорается вторая нить) дальнего света. Таков облик Mercedes 170 V выпуска 1949 года. Дальность ближнего света едва дотягивает до 50 метров, яркость света - 22 люкса. Для сравнения приведем данные современного Mercedes CLS: его фары выдают 514 люкс, то есть света больше в 23 раза. Дальний свет олдаймера характеризуется 137-ю люксами. Дальний свет в ретроMercedes включается не подрулевым рычажком, а кнопкой в полу. Лампы с двумя нитями накаливания служили безальтернативным источником света с 1924 по 1971 годы. Потом появились галогеновые лампы, в 1991 году были представлены ксеноновые автолампы.

Audi A7 Sportback: смотрит строго на дорогу

Спорткар R8 был первым Audi, для которого предлагались светодиодные фары. А затем подобная светотехника появилась и в других моделях, как в нашем А7 Sportback. Итак, с чем мы имеем дело? Ближний свет холодного белого оттенка. Освещенность вблизи очень хорошая. Справа (то есть вдоль обочины) света гораздо больше. Однако чучело оленя, находящееся на левой обочине на расстоянии 100 м от машины, хорошо различается в свете фар. Однако сразу за ним - тьма. Фигуры людей хорошо видны только благодаря светоотражающим жилетам.

Автоматика, переключающая свет с дальнего на ближний, работает безупречно: водители встречного направления почти не рискуют быть ослепленными. Иногда все же дальний свет выключается поздно, медленно реагируя на встречный транспорт. В отличие от штатных биксеновых фар, для светодиодной оптики Audi не предусмотрено адаптивной функции, направляющей световой поток в сторону поворота руля. Это упущение: светодиодные фары BMW и Mercedes обладают такой функцией и лучше освещают петляющую во тьме дорогу. Однако Audi А7 хорошо освещает повороты на перекрестках: вспомогательный свет яркий и довольно дальнобойный.

Дизайн светодиодной техники Audi очень хорош. Красные сигналы задних фонарей оформлены тонкими яркими полосами, подсветка номера суперяркая благодаря светодиодам. Однако средний стоп-сигнал светит и моргает при экстренном торможении чересчур ярко и сильно. Дневные световые огни горят ярко и агрессивно, их свечение ослабевает, когда в фаре загорается сигнал поворота.

Отличные оценки за освещение интерьера: светодиодный свет и тут прекрасно делает свое дело.

Доплата за LED-фары: €2278

Стоимость авто: от €48.900

BMW 6 Coupé: идеальное освещение


Световой поток сконцентрирован на проезжей части. Причем направлен очень точно и низко: крона деревьев не освещается, встречные водители не ослепляются. Задние фары светодиодные, тормозные огни очень яркие

На фото видно, что ближний свет фар BMW 6-й серии светит не так ярко, как у Audi. Но отставание незначительно. Световой пучок асимметричный, но сконцентрирован в большей степени на дороге, чем на обочинах. Распространение света идеально: нет ни пятен, ни лишнего рассеивания. Водители попутных автомобилей сразу отмечают мощный, но не слепящий световой поток. Кроме того, все ямы на дороге или препятствия лучше всего видны именно в свете фар BMW 6-й серии.

Дальний свет BMW идеально освещают шоссе, освещенной оказываются несколько сотен метров перед автомобилем. Высоких оценок заслуживает автоматика, переключающая свет с дальнего на ближний: она соображает получше человека. Камера распознает свет от встречных машин, красные огни попутных авто, освещение дорог и управляет режимом света фар всегда безошибочно. Освещение поворотов также прекрасно реализовано: любой водитель будет рад такому "помощнику-осветителю".

Широкие двойные полосы задних фонарей светят мощно, но не раздражают глаз. В дизайне задней оптики легко узнается BMW. То же самое можно сказать о передних фарах: они унаследовали ходовые огни в виде колец, над ними располагаются светодиодные "брови". Интерьер прекрасно освещен и оформлен мягкой благородной подсветкой, вход в салон отлично освещается. Жаль, но почему-то потолочные плафоны, подсветка перчаточного ящика и багажника оснащена лампами накаливания.

Доплата за LED-фары: €2200

Стоимость авто: от €90.513

Dacia Duster: просто, но ярко

Румынский внедорожник, как и российский Renault Duster, выбора не предоставляет: он оснащается только галогенными фарами. Благодаря высокому монтажному расположению фар и большим круглым секциям Duster обладает хорошим освещением. В его световых приборах используются лампы H7 (по одной на ближний и дальний свет), вместо универсальных ламп Н4, обладающих двумя нитями накаливания.

У Duster фары так называемой свободной формы (FF, создается параболический отражатель произвольной конфигурации, а потом на компьютере просчитывается расположение лампы и уточняется форма отражателя), но просчитан он великолепно. Свет с легким желтоватым оттенком. В световой пучок попадают животные и многие, но не все, препятствия. Дальность освещения неплохая. Видно, что некоторая часть света направлена вверх, однако водителей встречных авто это не беспокоит. Зато дорожные знаки и щиты неплохо освещаются. Отвлекающих бликов не выявлено. О комфорте водителей встречных автомобилей приходится заботиться самостоятельно: свет с дальнего на ближний приходится переключать вручную.

Также "по старинке" организованы и остальные светоприборы Duster: задние фонари, включая секции тормозных сигналов, оснащены лампами накаливания. Справа сзади установлен фонарь заднего хода, а слева - противотуманный фонарь.

Освещение салона мрачновато. Потолочный плафон светит слабо, на стороне штурмана тусклая подсветка, в багажник лучше заглядывать с карманным фонариком. А вот перчаточный ящик освещен хорошо.

Доплата за галоген: нет

Стоимость авто: от $19.600

Jaguar XJ: у настоящей кошки зрение лучше

Кошки отлично видят в темноте. Но эта "кошка" - исключение. По крайней мере, для автомобиля представительского класса Jaguar XJ не обладает достаточно хорошим освещением. Ближний свет светит не так далеко, как у других машин из этого класса, но олень и дорожный знак неплохо освещены. Светотеневая граница очень четкая. Дальний свет освещает большую дистанцию, его пучок плоский и низкий. Система переключения с дальнего на ближний работает хорошо.

На дополнительной лампе освещения поворотов можно сэкономить. С одной стороны она работает на отлично: свет освещает дорогу при повороте, но водителю от этого мало толку. Вся освещаемая область скрывается за боковыми зеркалами. На плохих дорогах ксеноновый свет частенько подрагивает. Также напрягает система освещения траектории поворота, которая включает дополнительную подсветку при малейшем отклонении руля.

Jaguar XJ может похвастать только дизайном задних фонарей. Большие изгибы светодиодных фонарей изящно поднимаются на задние крылья. Спереди же все просто: прожектор биксеноновой лампы и круглая ячейка с сигналом поворота. Полоса дневных ходовых огней не обладает запоминающимся стилем. Зато интерьер запоминается настоящим световым представлением. К сожалению, подсветка боковых дефлекторов вентиляции отражается в боковых зеркалах, что немного раздражает. Салонная подсветка выполнена на основе ламп накаливания, а мы так ожидали увидеть светодиоды.

Доплата за биксенон: нет

Стоимость авто: от €80.320

Lexus GS: свет и тень

Lexus также рано представил LED-технологию в фарах. Модель LS600h в середине 2007 года был первым в мире автомобилем, оснащенным светодиодами для подсветки поворотов. Сегодня даже младший GS оснащен светодиодными фарами. Более того, они бифункциональные: за ближний и дальний свет отвечает один сверхмощный, но экономичный, светодиод. Однако ближний свет огорчает. Он не достаточно глубокий, не очень яркий не настолько однородный как у немецких конкурентов.

Препятствия и животные видны на расстоянии 100 метров, но их освещенность могла быть лучше. Высоко установленные дорожные знаки водитель замечает позже, чем в случае с другими светодиодными фарами. Свет фар Lexus более голубой, не похожий на дневной. Дальний свет очень мощный, но оттенок его холодный, что на практике ухудшает видимость.

Система освещения траектории движения работает очень хорошо. Фары ненавязчиво, но эффективно, освещают извилистую дорогу и действительно помогают лучше просматривать дорогу. В фарах Lexus сигналы поворота зажигают лампы накаливания, что довольно неожиданно: непонятно зачем смешивать лампочки и светодиоды. Тем более что светодиоды экономичны, а это важно для автомобилей-гибридов, и зажигаются в десятки раз быстрее.

Забавно, но в подсветке интерьера (даже в бардачке) использованы очень яркие и очень технологичные светодиоды. В целом, за освещение салона Lexus получает высшую оценку.

Доплата за биксенон и LED: нет

Стоимость авто: от €70.500

Mercedes CLS: светлый образ

Компания Mercedes видит в LED-оптике большой потенциал и впервые предлагает полностью светодиодную оптику в CLS. На предыдущей страницы мы уже смогли подробно рассмотреть эту сложную технику. Фары CLS светят выше, чем у BMW 6-й серии, но уровень освещения не лучше. Кроме того, зона освещения не слишком однородна. Граница освещения ближним светом формирует очень четкий светотеневой переход на расстоянии около 100 метров. На шоссейной скорости фары CLS концентрируют световой пучок прямо по курсу, сильнее освещая занятую полосу движения приятным белым светом.

Очень хорошо проявила себя система автоматического переключения с дальнего на ближний. Попадая на неосвещенный участок дороги, автомобиль мягко включает дальний свет и за несколько секунд доводит яркость до максимального уровня. На появление встречного транспорта автоматика реагирует с небольшим запозданием, поэтому водители на пару секунд могут быть ослеплены. И когда CLS разминается со встречным транспортом, дальний свет включается не сразу, иногда даже хочется включить его вручную. При смене направления движения работа адаптивного света еле заметна, но тем не менее эффект есть. Лучи света точно и быстро освещают траекторию поворота - это очень удобно на неосвещенной извилистой дороге.

Задние фонари CLS выглядят эффектно, с указателями поворота в центре. Сила свечения габаритов и стоп-сигналов хорошо выверена, сигнал экстренного торможения прекрасно распознается.

Салон Mercedes освещен очень приятно и уютно. На потолке прекрасные светильники, отдельные лампы для чтения установлены в салонном зеркале. Декоративная подсветка интерьера потрясающая.

Доплата за LED: €2249

Стоимость авто: от €75.635

Mini: подслеповатый "англичанин"

Технологический прогресс позволяет внедрять инновационные решения в самые массовые продукты. Например, ксеноновые фары доступны для большинства машин С-класса, включая и Mini Cooper. Правда, за доплату. Но стоит ли тратиться на ксеноновые фары? Да. С ксеноновой оптикой водитель Mini видит дальше, лучше и больше. Особенно хорошо освещена область вблизи машины. Однако чем больше дистанция, тем меньше там света от фар Mini. Дальний свет направлен высоковато, но дистанция освещения хорошая.

В комплектации тестового Mini присутствовала система адаптивного света, призванная направлять лучи фар вслед за поворотом руля. Доплата за нее составляет €950 - мы не советуем тратить деньги на заказ этой опции. При заходе на траекторию отклонение лучей фар отлично видно, однако оно происходит с запозданием. Вдобавок, субъективно, кажется, что свет фар не проникает далеко в поворот. На неровной дороге тряска передается и на фары, поэтому зона освещения пере Mini начинает заметно "дрожать". К сожалению, при этом некоторая часть световых лучей бьет по глазам водителям встречных авто.

Лаконичные стройные трапеции задних фонарей и "глазастые" передние фары позволяют мгновенно узнать в неминиатюрном Countryman машину марки Mini. C технической точки зрения, круглые фары оптимизируют излучаемый ими поток света.

Подсветка багажника практически отсутствует: здесь установлена одна тусклая лампа. Зато на переднем ряду подсветка хорошая, удобно читать книги и рассматривать карты. Есть споты общего освещения переднего и заднего ряда. Декоративная подсветка (€170) придает интерьеру дополнительный уют: она подсвечивает дверные панели, средние стойки крыши и центральную консоль. Причем, можно переключаться между 12 оттенками свечения.

Доплата за биксенон: €690

Стоимость авто: от €25.159

Opel Insignia Sports Tourer: световое шоу с молнией

Топ-версия ксеноновых фар для Opel Insignia называется AFL и обладает адаптивной функцией. Чтобы водитель знал и помнил, за что он заплатил дополнительные €1250, лучи света этих фар устраивают настоящее световое шоу прямо после включения: система проводит самотестирование, направляя лучи света во всех возможных направлениях. Однако качество освещения дороги не оставляет желать лучшего. Лучи ближнего света фар Insignia бьют далеко, немного высоко, дорога освещается хорошо. Дальний свет также отличный и очень дальнобойный, правда, он излишне сконцентрирован на середине дороги.

Система переключения с дальнего на ближний работает медленно. Автоматика ждет, пока свет встречного автомобиля не окажется прямо по курсу (т.е. на извилистых дорогах срабатывания приходится ждать долго), потом медлит пару секунд и, наконец, отключает дальний свет. Водитель встречного автомобиля успевает пару раз моргнуть дальним светом.


А вот система, направляющая лучи света фар в сторону поворота, работает чересчур активно и слишком усердно. Ксеноновые прожекторы без устали прочесывают дорогу светом, световые пучки активно вздрагивают и постоянно корректируют свое направление. Повороты освещаются великолепно - не спорим, но такое мельтешение надоедает уже через 20 минут.

Функцию оповещения других водителей об экстренном торможении следует оптимизировать: моргание стоп-сигналов слишком мягкое. Оранжевые указатели поворота "тонут" в мощном красном сиянии тормозных огней. Средний стоп-сигнал со светодиодами загорается гораздо быстрее, чем основные задние фонари с лампами накаливания. Бардачок Opel Insignia освещен лучше и ярче, чем в других машинах.


Освещение ближним светом в зоне перед автомобилем прекрасное, свет не рассеивается в стороны. Свет фар кажется холодным и мог бы светить дальше. Задние фонари со "спецэффектами" в виде симпатичных светодиодных лент

Не работает! Как печально! Таким было первое впечатление о системе DLA (Dynamic Light Assist, динамическое управление светом) от VW. Но потом мы решили проблему. Дело в том, что на нашем VW CC система DLA была отключена и активирован режим освещения для левостороннего движения для путешествия по Англии.

Это еще раз доказывает, какими сложными и умными стали световые приборы современных авто. Адаптивная ксеноновая оптика оптимизирует световой пучок исходя из скорости и условий движения. Автоматика способна не только переключать с дальнего на ближний свет, но и при определенных условиях не выключает дальний свет, а исключает встречный или попутный автомобиль из сектора освещения. Таким образом, водители машин не ослепляются (хотя дальний свет в VW CC горит). Система производит впечатляющий эффект при работе и своевременно реагирует на появление других машин в секторе освещения.

Сами фары светят широко, но не слишком далеко. К тому же на ухабах границы зоны освещения подрагивают. Задние фонари выглядят шикарно и серьезно, чем-то напоминая спецсигналы. Также здорово выглядят "точечные" дневные ходовые огни, прекрасно подчеркивающие люксовую натуру VW CC и разрывающие связь с классическим Passat.

Интерьер в этом отношении освещен скромнее. Простенькие потолочные плафоны и темный перчаточный ящик напоминают о скромном происхождении этого седана. Еще в зеркале заднего вида отражается свет стоп-сигналов.

Доплата за адапт. биксенон: $1235

Стоимость авто: от $36.955

Seat Leon: иллюминация по-испански

Испанская "дочка" концерна VW - компания Seat - опередила бестселлера Golf и благородную Audi A3, первой заполучив и внедрив в свой доступный автомобиль полностью светодиодные фары. Да, хэтчбек Leon первым в С-классе может быть оснащен инновационными передними фарами. Испанский автомобиль стал подопытным кроликом? Возможно, но эксперимент-то удался! Его светодиодные фары светят как ксеноновые фары, а может даже лучше. Дорога залита светом, а его оттенок приятный и мягкий, почти как у дневного света. Граница освещения ближним светом очень четкая, все лучи равномерно направлены на дорогу и обочины.

Также ничем не уступает своим аналогам из дорогих авто система автоматического выключения и включения дальнего света. Она работает без нареканий. Вдобавок, через меню настроек можно отрегулировать ее чувствительность. Уже на среднем уровне чувствительности светодиодный дальний свет Seat Leon не допускает ослепления водителей других авто.

И дизайн новой оптики удался. Передние и задние фары запоминаются острыми углами, под которыми пересекаются светодиодные нити. Ночью Seat Leon выглядит как автомобиль несколькими классами выше. При экстренном торможении начинают моргать не только стоп-сигналы, включается еще и "аварийка", что помогает привлечь внимание водителей машин сзади.

Освещение салона Leon обычное - иначе не скажешь. Подсветка приборов хороша, есть 4 лампы для чтения, бардачок неплохо подсвечен.

В меню бортового компьютера множество настроек для системы освещения. Для понимания некоторых из них приходится заглядывать в инструкцию

ИТОГ

Десять новых автомобилей и один олдтаймер: антикварный Mercedes 170V демонстрирует преимущества современной светотехники. Даже автомобили с галогеновыми фарами, как Dacia Duster, не сильно уступают машинам-обладателям ксеноновых фар в качестве освещения дороги. С субъективной точки зрения светодиодные фары очень хороши. Зачастую они освещают дорогу лучше, чем ксеноновая оптика. Преимущество светодиодных фар заключается главным образом в более приятном дневном оттенке излучаемого света. Гораздо больше различий мы обнаружили в умных технологиях, внедренных в светооптику. Очень убедительными и полезными оказались адаптивные системы от Audi, BMW и Mercedes. Хорошо работает и динамическое управление светом от VW, хотя освещение интерьера стильного CC уж слишком мужицкое на вид. Разочаровали Jaguar и Lexus, им обоим следует подумать о собственном "просвещении".

Дело в том, что на практике это расстояние ограничивается возможностями человека и транспортного средства: водитель должен успеть оценить ситуацию и принять решение, а внедорожник — успеть остановиться, желательно с некоторым запасом. Увы, глаз среднестатистического человека на дистанциях более 200 метров ростовую фигуру различает с трудом. Именно поэтому стандарт для дальнего света штатных фар автомобилей составляет 150 метров, и к рекордам тут никто особо не стремится — смысла нет. Однако дело не только в длине, но и интенсивности светового потока. Поэтому мы взяли самые дальнобойные светодиодные фары разных известных и не очень брендов и в реальных условиях летней ночи проверили, насколько они хороши. Надо сказать, что все модели обеспечили видимость на 200-300 метров, зато по качеству заливки светом этих ближайших двух-трех сотен метров отличия есть. И разница в цене зачастую оправдывается возможностью разглядеть уши каждого зайчика, спрятавшегося в траве на обочине. Так что мы расставили восемь ростовых фигур белого цвета через каждые 100 метров от подставки, на которую ставили фару, и анализировали дальнобойность и освещение. Разницу оценивали на глаз, субъективно. Однозначного лидера мы не выявили, однако результаты все равно интересные, дающие пищу для размышления.

AVS OFF-Road SL-1237A (8830 руб.)
Мощность - 60 Вт
Кол-во светодиодов (Osram LED) - 20 шт.
Температура свечения - 5000-6000 К
Световой поток - 4200 лм
IP-защита - 68 (6 - полная защита от пыли, 8 - полная защита от воды)

Несмотря на скромную цену, фара уверенно осветила примерно 200 метров дороги.

Rigid Industries 15021 E-серия 50″ Spot (дальний свет) (67 450 руб.)
Мощность - 200 Вт
Потребляемый ток - 14.49 А
Световой поток - 21 000 лм
Температура свечения - 6400 К
Герметичный разъем Deutsch - 9-36 В
Срок службы - более 50 000 часов
Сертифицированы по классу защиты IP68
Вибрация - сертифицированы по стандарту MIL810-STDG

Дает почти 300 метров широкой заливки. Лидер теста по дальности.

Rigid Industries 94031 SR-серия 40″ Combo (дальний+ближний) (42 800 руб.)
Мощность - 150 Вт
Потребляемый ток - 10.87 А
Световой поток - 13 440 лм
Температура свечения - 6400 К
Ударопрочность по классу защиты IP68 Вибростойкость в соответствии с MIL810-STDG

Послабее, чем пятидесятидюймовый собрат, но 250 метров широкой заливки обеспечивает.

Ex-Road 500W Double Light Bar-10S. PROTO-100 (82 500 руб.)
Мощность - 500 Вт
Потребляемый ток - 14 А
Световой поток - 46 000 лм
Температура свечения 6000 K

Интенсивная заливка на 250 метров. Разве что чуточку неравномерная.

Pro-Light XIL-PX4810 (52 623 руб.)
Мощность - 200 Вт
Потребляемый ток - 20 A
Световой поток - 8874 лм
Температура свечения - 6000 K
Сверхъяркие светодиоды CREE мощностью 5 Вт

Отлично бьет на 250 метров - и заливка прекрасная.

Wurton 21483 (81 530 руб.)
Мощность - 260 Вт
Потребляемый ток - 19.5 A
Световой поток - 18 000 лм
Температура свечения - 5500 К, с запасным фильтром

Освещает 250 метров, но какой-то непривычный для светодиодных фар желтоватый свет, хотя на качество распознавания объектов это никак не влияет.

Vision CTL-TPX1810 (27 282 руб.)
Мощность - 90 Вт
Потребляемый ток - 7.5 А
Световой поток - 8874 лм
Температура свечения 6000 K
Сверхъяркие светодиоды CREE

В отличие от светодиодных балок это отдельная фара. Тем не менее свои 180-200 метров она уверенно высвечивает.

Hella Luminator LED (дальний свет) Ref.40.0 (27 000 руб.)
Мощность - 30 Вт
Световой поток - 2000 лм
Температура свечения - 5700 К

Эта фара с тремя диодами дала уверенные 200 метров хорошо раскатанного по асфальту света.

Hella Hypalume Heavy Duty LED Flood Light (92 000 руб.)
Мощность - 280 Вт
Рабочее напряжение - 220 В
Световой поток - 20 000 лм
Температура свечения - 5700 К

Это вообще не автомобильная фара. Такими прожекторами освещают карьеры или тюремные дворы. Нам было просто интересно, насколько дальше автомобильных она светит. Оказалось, совсем не дальше, те же 200 метров. Зато каких! Если вы хотите с этого расстояния ослепить жильцов 25-этажного дома, причем всех сразу, то у вас получится.

Исследовательского интереса ради купил светодиодную фару, которая позиционируется, как предназначенная для Харлея.
Купил здесь: www.ebay.com/itm/251980745029?item=251980745029&viewitem=&sspagename=ADME:X:AAQ:MOTORS:1123&vxp=mtr.
Специально брал размером 5,75 дюйма, т.к. предполагал, если понравится, поставить на свой мотоцикл.
В полной темноте сделал несколько бимшотов. Сразу скажу, что не заморачивался точной настройкой фары по углу наклона.
Ближний свет весьма забавный. Одна из круглых линз дает яркий, узкий квадрат, шириной меньше, чем ширина полосы движения, а обе прямоугольные линзы равномерно засвечивают все поле впереди. При включении дальнего загорается еще одна линза, что добавляет света, хотя на фото это не очень видно.


Строение луча хорошо видно на воротах гаража. Дистанция до ворот 5м, ширина - 4м.



Возможно, светотеневая граница и светораспределение не совсем соответствуют техрегламенту, но фара мне понравилась. Света дает вполне достаточно. Светит далеко. Обочины освещает. Встречных не слепит. Мне кажется, что ехать будет вполне комфортно.
Вид таких фар на машине мне не нравится, хреново как-то смотрится. Видел несколько машин типа Ранглера - не то. А вот на мотоцикле выглядит вполне нормально. Вживую пока не устанавливал, но компьютерная модель устраивает.
В харлеях такие фары ставятся на штатные крепежные элементы. На других мотоциклах придется что-то изобретать.
У Ригида есть подобные фары, но там решено несколько иначе: не линзы, а рефлекторы. Интересно было бы попробовать, но цена великовата, да и размер там пока только 7 дюймов.