ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Что за праздник Сильвестр? Традиции и обряды праздника.

Знают, или хотя бы слышали о том, что Польша отмечает в сутки Нового года не один? а сразу два, а точнее даже три праздника. Перечислим их: 31 декабря – День Святого Сильвестра, собственно Новый год – в ночь с 31 декабря на 1 января, а 1 января – Торжество Пресвятой Богородицы. С Богоматерью всё достаточно понятно – день памяти есть день памяти, в случае с Девой Марией нет даже смысла говорить, за какие заслуги мы Её вспоминаем. С Новым годом всё вообще прозрачно – светский праздник. Но что делать со Святым Сильвестром? Кто он и почему у него такой день в календаре?

Оказывается, версий две. Точнее так: периодически, можно даже сказать, ежегодно, на разных польских радиостанциях и телеканалах можно увидеть и услышать опросы случайных прохожих на предмет их знаний о праздниках. Что касается дня Сильвестра, обращает на себя внимание факт, что мнения опрашиваемых расходятся. Часто это звучит примерно так: «Сильвестр... Хмм.. Это святой костёла... По-моему, он был Папой римским... Крестил какого-то императора... Помог людям пережить апокалипсис... Убил дракона... Его убил дракон...»

Это могут быть ответы как одного человека, так и нескольких. Как ни странно, это показывает, что в общем люди имею представление о Сильвестре. Правда, не о том и не совсем такое, какое должно быть.

Действительно - папа

Тысячный год в сознании поляков фигурирует неспроста. В самом деле, Папа римский Сильвестр II - мало того, что личность, сама по себе выдающаяся в европейской истории, так ещё и человек, отметившийся памятными для Польши поступками. Это он канонизировал Святого Войтеха (Św. Wojciech) – одного из трёх главных патронов Польши, которому, кроме прочего, приписывается авторство «Богородицы» (Bogurodzica) – старейшей дошедшей до нас религиозной польской песни, которая выполняла в Средние века роль гимна. Более того, Сильвестр II сразу после канонизации св. Войтеха в 999 году основал в Гнезно Архиепархию, что безусловно является важнейшим историческим событием для страны. И было это как раз в тысячном году. Причём эта версия выглядит куда более реалистичной, чем легенда о том, что Сильвестр II успокоил толпы людей, ожидавших Конца света в 1000 году. Почему так? А потому, что, как утверждают некоторые историки, никакой паники, связанной с окончанием времён на стыке 999 и 1000 годов, попросту не было. Всё дело в том, что простой народ мало ориентировался в общем календаре, точные знания были как раз у духовных лиц. Потому, скорее всего в это время люди занимались своими повседневными делами и никто не ждал появления из недр земли мифического апокалиптического дракона, которого поместили в тысячный год гораздо более поздние сочинители истории и хронологи.

Нестыковка

Дело в том, что дата рождения Христа в сознании людей установилась окончательно гораздо позже, чем мы себе это можем представить. Это сейчас с развитием книгопечатания, а затем и интернета, нам известно, что её вычислял монах Дионисий спустя 5 веков после неё, но и после этого споры об этом событии не утихали. Не утихают они на деле и до сих пор, ведь развитие технологий и количество нестыковок в истории приводит учёных к выводу, что у устоявшейся хронологии есть проблемы. Были они и в средние века. Более того, в пользу того, что конкретно в 1000 году никто массово не ждал апокалиптического дракона говорит и тот факт, что летоисчисление в одной только Римской империи в разных её частях велось по-разному. Где-то считали от эры Диаклетиана, где-то – от строительства Рима, ещё где-то – от сотворения Мира, и так далее. Где уж среди этого выявить в то время централизованно тысячный год? Другое дело, что это мог вычислить сам Сильвестр, но он знал, что тысячный проходит в 1001, а это, нужно признать, уже не тот эффект.

Возможно, Сильвестр II ещё потому запомнился европейцам, что ещё до своего папства, будучи Гербертом Орильякским, принёс Европе и привил в умах такие привычные нам арабские цифры. Да, да – до этого момента числа писали римскими. Герберт также привнёс в средневековую науку много нового, а точнее – хорошо забытого старого. Первый калькулятор – абак, по типу счёт, стал вновь употребляться в Европе благодаря нему.

Также он вернул в употребление такие астрономические инструменты, как армиллярная сфера и астролябия.

То есть в глазах современников он был человеком весьма и весьма прогрессивным. Причём настолько, что его подозревали в колдовстве и связи с потусторонними силами. По одной из легенд, именно эти потусторонние силы предсказали ему смерть от рук самого сатаны, который должен был его растерзать. Более того, одно из преданий о смерти Сильвестра II гласит, будто его, читающего мессу 12 мая 1003 года, разорвал дьявол. Следует учесть, что дьявол в те времена отождествлялся с драконом. Это следовало из библейских текстов, где дьявол называется и змеем, и драконом.
Вот тут-то, возможно, мы и приблизились к вопросу о миллениальном драконе, который должен был появиться в тысячный год. Кстати! А почему дракон должен был появиться именно в тысячный год? Привязка к рождению Христа здесь была бы совсем не верна. Даже если принять как аксиому дату рождения Спасителя в условный «нулевой» год, то, по всей логике, Сатана-Дракон, заточённый на 1000 лет под землёй, о чём сказано в Откровении (глава 20), должен бы был появиться в 1033 году. Если совпадений нет, то какого же дракона боялся Сильвестр II?

Второй – Первый Сильвестр

Путаница в событиях и сопутствующих им драконов, скорее всего, зародилась из-за самого имени Папы – Сильвестр. Дело в том, что дракон фигурирует и в истории другого Папы римского – Сильвестра I. История Сильвестра I не так изобилует легендами, как его позднейшего коллеги Сильвестра II. Но всё же есть в ней место загадкам.

Жил первый Сильвестр в IV веке и запомнился по большей части тем, что весьма сильно повлиял на ход истории христианства вообще. Несмотря на этот факт, личное его участие в деле построения этой истории было как бы опосредованным. Так бывает достаточно часто – показатели производства могут взлететь до небес, а имени усовершенствовавшего технологию токаря не узнает никто. И хоть это не совсем верное сравнение, суть как раз такова.
Дело популяризации и распространения христианства по миру в IV веке осложнялось повсеместными гонениями на приверженцев этого религиозного течения. Вера, если и укоренялась, то делала это очень медленно. По сути это был «катакомбный» период – христиане вынуждены были собираться тайно для совершения своих таинств. Эту информацию до нас доносят многие светские авторы того времени. Переломным моментом считается правление императора Константина. Именно он прекратил гонения на сподвижников Христа, крестился и дал церкви многие привилегии.


Откуда же такая резкая смена направления, кто повлиял? Долгое время считалось, что повлиял как раз Святой Сильвестр.

По одной из легенд, окружавших Сильвестра I, император Константин заболел проказой в наказание от бога за гонения на христиан. Призвав Сильвестра помочь ему, тот сказал, что исцелить властителя Римской империи может только Господь. Император крестился и получил исцеление.

Эта версия со временем уступила другой – будто Сильвестр крестил Константина на смертном одре. Но и она расплылась под натиском фактов. Император пережил Сильвестра на несколько месяцев и крестил его, умирающего, Евсевий Никомедийский. Но факт остаётся фактом. Константин благоволил христианам. Возможно, Сильвестр, понимая это, использовал эту черту императора в своих целях. На то, что он был неплохим политиком, указывает тот факт, что Константин жаловал Сильвестру полномочия и другие дары.

Неподтвердившийся, но весомый дар

Сейчас уже известно, что знаменитый Константинов Дар папе Сильвестру I является искусной подделкой, причём гораздо более поздней, чем время жизни обеих исторических личностей. Тем не менее, начиная с XI столетия, ссылаясь именно на этот документ, Римские папы настаивали на своей власти не только над Церковью, но в той или иной степени и над всей Европой. Долгое время считалось, что документ был получен Сильвестром I от Константина за излечение того от проказы. Согласно нему, Рим, а с ним и западная часть Империи, оставлялась Сильвестру и его преемникам «до скончания веков», а сам император переезжает в новое место, на Восток, в город, который мы теперь знаем как Константинополь. Вено Константиново оказало сильное влияние и на западную, и на восточную ветвь христианства. На Руси также никто не сомневался в подлинности документа. Кроме того, в Великом Новгороде появляется «Белый клобук» – символ Третьего Рима. Тот самый, который Сильвестр I якобы получил из рук Константина в знак наделения его властью над всеми епископами Церкви. Несмотря на опровержение ещё в XV веке подлинности акта Константинова дара, он продержался в некоторых записях западной и восточной церквей вплоть до XIX столетия. Запущенные им механизмы уже было так просто не остановить. Вообще средневековье изобилует фальшивками и подложными документами, что порой серьёзно затрудняет работу историков.

Не клобуком единым

Но не только историей о подлоге в Даре императора Константина прославилось имя Сильвестра I.

Существует также легенда, что Папа Сильвестр избавил римлян от появившегося в городе дракона. Дракон пожирал по триста человек в день. Сильвестр же, в свою очередь, сотворил молитву, в которой якобы произнёс слова схожие с теми, что звучат в Откровении. Он заклинал дракона-дьявола «оставаться в подземелье вплоть до Его (Христа) прихода».

Это событие отражено во фресках, на которых св. Сильвестр воскрешает умерщвленных драконом римлян. После победы над змеем двадцать тысяч жителей Рима приняли крещение. Возможно именно тут мы видим пересечение двух персонажей – двух Сильвестров, слившихся в итоге в сознании людей.
Легенда о драконе вполне могла ассоциироваться с тысячным годом, правда, у более поздних историков, так как им уже с перспективы времени было удобнее составлять жития и прочие рассказы о святых. Кстати как раз из жития святого Сильвестра I становится понятно, почему святой является покровителем (патроном) домашнего скота. Как минимум возможно, что именно из-за случая воскрешения быка убитого во время спора с иудеями на суде у императора Константина. Иудеи обещали поверить в то, что Иисус – не просто человек, но и Бог, если Сильвестр, обращаясь к Нему, сможет вернуть к жизни свирепого быка, убитого ранее Замврием – раввином, на которого собравшиеся иудеи возлагали большие надежды в споре с Сильвестром.


Они полагали, что если спор словесный зайдёт в тупик, то Замврий сможет доказать, что их бог вернее, чем бог, о котором твердит Сильвестр. Действительно, видя, что в споре на словах для иудеев намечается тупик, Замврий пообещал императору и собравшимся, лишь произнеся имя бога на ухо кому-то, умертвить его, ссылаясь на текст Второзакония, где Бог говорит, что Он убьёт и Он же исцелит.

Тогда привели свирепого быка, которого еле могли удержать несколько крепких мужчин. Замврий прошептал ему что-то на ухо и бык, затрясшись, издох. Замврий же обратился к Сильвестру, чтобы и он доказал, что его Бог всемогущ. Сильвестр не задумываясь вознёс не тайную, но явную молитву Христу и Богу и Святому Духу и все увидели, как бык ожил. Сильвестр сказал быку, чтобы тот впредь был кроток, а не свиреп, и отпустил его, и бык тихо ушёл. Жития упоминают, что видевшие это воскликнули: «Велик Бог, Которого проповедует Сильвестр!» – и бросились к нему, чтобы тот крестил их.

День Господень

В капелле Сан-Сильвестро можно лицезреть житийные фрески, рассказывающие о Константиновом Даре для святого папы Сильвестра первого, которые в чём-то можно считать житийными.
Иаков Ворагинский писал о Силтвестре I как о человеке небывалого гостеприимства, заботившемся о сиротах, вдовах и бедняках. Кроме этого, по словам хрониста, святой выделялся красотой лица, речи, чистотой своей жизни, терпеливостью, щедростью в милосердии.

Дожил, согласно дошедшим до нас данным, папа, а затем и святой католической и православной церквей Сильвестр I до глубокой старости в занятиях на благо Церкви и христианства. Умер 31 декабря 335 года. То есть 2015 год является круглой датой памяти этого святого – 1680 лет.


Как видно из всего сказанного, вспоминают в Польше в день перед наступлением Нового года святого Сильвестра I, папу римского и покровителя домашних животных. К нему обращаются с молитвой о благополучии домашнего скота и прочей живности, живущей у нас дома, а также о том, чтобы наступающий год был удачным. И кстати именно Сильвестру I приписывают совет о выходном дне, данный им Константину. Он посоветовал императору заменить День Солнца днём памяти чуда воскресения Христа. С тех пор мы еженедельно имеем в календаре день, который так и называется – воскресение. Чем не повод лишний раз вспомнить святого Сильвестра, не откладывая это дело в долгий ящик до конца года.

День Святого Сильвестра
Это религиозный и народный праздник. В католических странах отмечается 31 декабря, в православных — 2 (15) января.
Сильвестром этот праздник в Европе называют потому, что 31 декабря отмечается день Святого папы Римского Сильвестра, защитника христианской веры.

Согласно легенде, в 314 году нашей эры, Святой Сильвестр укротил ветхозаветное чудовище — морского змея Левиафана.
В католической среде считалось, что в 1000 году этот библейский монстр вырвется на свободу и тогда наступит конец света.

Стараниями Святого Сильвестра этого не произошло , к всеобщей радости, змей(дракон) был побежден. Святой спустился к нему в логово, прочитал молитву и замотал пасть нитью. Так Сильвестр спас мир от библейской катастрофы.
Мазо ди Банко. «Св. Сильвестр, усмиряющий дракона и исцеляющий двух чародеев». Фреска капеллы Барди ди Вернио церкви Санта-Кроче во Флоренции. 1330—40-е гг.


В этой легенде объединились образы Сильвестра I, убившего дракона в 314 году, и Сильвестра II, считавшегося магом, противостоящим проискам дьявола, папы римского в 999—1003 годах.
Умер Сильвестр в канун нового 336 года, 31 декабря. День его кончины почитается среди католиков как День святого Сильвестра.
Люди, радуясь избавлению от проблемы «миллениума», каждый год празднуют все веселее.
31 декабря все веселятся, наряжаются в маскарадные костюмы и называют себя Сильвестр-Клаусами (шутливый каламбур от Санта-Клаус). Люди обильно и вкусно едят, пьют и радуются приходу Нового года.
В ряде стран последний день уходящего года и встречу Нового так и называют - «Сильвестром» и вопрос «Куда собираешся на Сильвестра?», по сути означает «Где планируешь отмечать Новый год?».
Рождество - праздник семейный, а Сильвестр и Новый год встречают шумно, выходят на улицы.

Традиции «Дня Святого Сильвестра»

Голландия
Последнего, кто проснётся в этот день, называют «Сильвестр». Любитель подремать должен заплатить штраф. В старину голландские девушки старались быть прилежными и до захода солнца выполнить всю домашнюю работу. считалось, что подобное усердие поможет в поисках суженого.

Чехия
В этой стране на Сильвестра готовят карпа с яблоками и чечевицей. Считается. что подобное угощение пролог к удаче. Не приветствуется на праздничном столе птица, считается, что счастье может «улететь».
Португалия
Святого Сильвестра с наибольшим размахом отмечают на Мадейре. Столица острова - Фуншал - подсвечивается 250 тысячами разноцветных фонариков. Это очень красиво, ярко, празднично!


С 8 часов вечера и до утра на набережной Фуншала проходит грандиозное праздничное шоу, а когда часы бьют полночь, небо над Мадейрой расцвечивается красочным фейерверком. Шумные народные гулянья с фейерверками проходят и в Лиссабоне.
Швейцария
Обычай празднования Silvesterklause в деревне Урнаш немецкоязычного кантона Швейцарии Аппенцелль широко известен в стране. Посмотреть на замысловато одетых ряженых и их ритуалы приезжают не только иностранные туристы, но и сами швейцарцы из других кантонов. Впечатляющие персонажи этого новогоднего маскарада — Сильвестр-клаусы — разделены на группы: Красивые, Уродливые, Лесовики. Костюмы Уродцев и Лесовиков сделаны из еловых веток, мха, соломы, лица спрятаны за ужасными масками: они подобны лешим или лесным чудищам. Каждый их ряженых имеет по одному или по два коровьих колокола.
Рядом с ними Красивые выглядят действительно по-царски. На изготовление их костюмов уходят недели работы. Высокие прически Красавиц Wiiber украшены фигурками. Они одеты в расшитые национальные костюмы. Как музыкальное дополнение к костюму прикрепляются 13 бубенчиков. Но особого мастерства требуют головные уборы Mannevelcher — Красавцев. На их широкой плоской поверхности расположены искусно вырезанные фигурки, которые представляют собой сцены из крестьянской жизни или виды альпийских пастбищ. По краям убора нашиты сотни стеклянных бусинок и блестящих полосок фольги. Одна такая шляпа может весить до 20 кг!

Каждый Mannevelcher несет по два коровьих колокола, которые крепятся на вышитых кожаных ремнях. Общий вес такого костюма от 45 до 65 кг, и поэтому все участники маскарадного действа Silvesterklause — мужчины.
С первыми проблесками рассвета группы сильвестр-клаусов начинают свой ритуал, переходя от дома к дому. Они заходят на хозяйский двор и становятся полукругом напротив входной двери. Затем начинают неистово звенеть бубенцами и колотить в колокола и исполняют обрядовую народную песню. Потом с пожеланиями здоровья и благополучия они обмениваются рукопожатиями с хозяином дома. Получив подарок от хозяина, как правило, деньги, сильвестр-клаусы направляются к следующему дому. Этот новогодний ритуал требует от участников большой выносливости. Из-за тяжести костюмов и колоколов приходится часто делать перерывы, и поэтому обход всего поселка длится до позднего вечера.
Вот так слились два праздника - Сильвестр и Новый год.
………………………
Источники.

Сегодня Православная церковь чтит память римского епископа Сильвестра I, почитаемого в лике святителей. Появился на свет в Риме, родители его были христианами. В 284 году при правлении Диоклетиана Сильвестр принял сан священника. Во время гонений на христиан святой подвергался репрессиям за то, что занимался погребением убитых мучеников.

Существует легенда, что Сильвестр смог обратить в христианство императора Константина, который был язычником. Император проводил гонения на христиан и в наказание за это заболел проказой. Тогда он направился к Сильвестру и попросил об исцелении. Святитель крестил Константина, после чего он благополучно поправился. В благодарность император вводит привилегии для христиан, объявляет епископа Рима главой духовенства, возводит храмы. Умер святой Сильвестр 31 декабря 335 г.

15 января – праздник Серафима Саровского

Память Серафим Саровского Церковь почитает дважды в году:

  • 15 января отмечают представление преподобного;
  • 1 августа – обретение его мощей.

В эти дни в Православных церквях совершается праздничная служба.

Появился на свет преподобный в 1754 г. в Курске. Родители его были купцами. Будучи ребёнком, он мечтал о монашеской жизни. Когда ему исполнилось 24 года, ушел в Саровскую пустынь, расположенную на территории Новгородской области. Прожив несколько лет в монастыре, Серафим построил себе келью в глухом лесу неподалеку. Монастырь он посещал по воскресеньям и в праздничные дни.

В монашеском жилище, возведенном собственными руками, он прожил более 15 лет. Здесь однажды на него напали грабители, сильно его избившие. Из-за нанесённых побоев преподобный на всю жизнь остался сгорбленным. Своих обидчиков он простил и просил не наказывать.

Во время уединения Серафим тысячу дней и ночей молился Господу: днём – в келье, а ночью – в лесу. Позже он дал обет молчания на три года. В этот период он даже перестал посещать монастырь. За особые молитвенные труды Серафим обрёл дар чудотворения и прозорливости. Он начал принимать приходящих к нему людей, утешать их и давать советы. Он исцелял больных не только словами, но и любовью, исходящей от него. К каждому посетителю он обращался: «радость моя».

При жизни Серафима уважали. В его обитель стекались люди со всех уголков России. Умер преподобный в 1833 г. После смерти его почитание стало особенным. Очевидцы неоднократно рассказывали, что на его могиле совершаются чудеса. В 1903 г. его причислили к лику святых.

Мощи Серафима Саровского находятся в Серафимо-Дивеевском женском монастыре. Ежегодно в дни памяти святого сюда стекаются тысячи паломников.

15 января: традиции и обычаи

Сильвестров день считался куриным праздником. На Руси существует поверье, что 15 января семилетний петух чёрного цвета откладывает яйцо в навозе, а 4 июня из яйца появляется на свет царь змей Василиск.

В русской мифологии Змей Василиск – это крылатый змей с птичьим клювом и «двумя хоботами», который живёт в неприступных горах и никогда не садится на землю, только на камень. Места, в которые он повадится летать, опустошает. Убить стрелой его нельзя, его можно только сжечь.

В этот день крестьяне оберегали курятники, с целью защиты их окуривали. Чтобы курочки хорошо неслись, а цыплята не погибали, в сарайчике вешали «куриного бога» ‒ найденный в земле черный камень с отверстием посредине. Размер камушка был примерно с гусиное яйцо. Через отверстие продевали нитку и вешали талисман в курятнике.

В Селиверстов день заговаривали страдающих разными недугами, которые олицетворялись в образах 12 лихорадок – дочерей царя Ирода, предназначенных мучить род человеческий. Над больным читали специальный заговор.

Серафиму Саровскому молились об избавлении от болезней ног. В церкви заказывали молебен и читали специальную молитву:

Молитва к Серафиму Саровскому об избавлении от болезней ног

Гадание на луковицах

Женщины в этот день гадали на луке. 12 луковиц посыпали солью и оставляли на ночь на столе. Утром их рассматривали. Сколько намокло – столько в году будет дождливых месяцев.

15 января: приметы и поверья

  1. Дрова с треском горят – к сильному морозу.
  2. Сорока летает недалеко от жилья и под стреху прячется – к вьюге.
  3. Облака, появившиеся вечером на небе, – к перемене погоды.
  4. Петухи рано запели – к оттепели.
  5. Куры рано спать укладываются – к стуже.
  6. Домашняя птица в снеге копошится – к потеплению.
  7. В этот день старались не есть мясные блюда, особенно приготовленные из мяса птицы. Делали это для того, чтобы счастье из дому не упорхнуло.
  • оба рога месяца ярки и острые – к ветру;
  • круты рога – к морозу;
  • отлогие – к ненастью.

Человек, рожденный 15 января, будет хорошим птицеводом. В качестве талисмана ему походит агат.

Видео: традиции и приметы на 15 января

В начале девяностых довелось пару лет пожить в Польше. Знакомство с польскими праздниками началось для меня с Рождества и встречи Нового года. Веселое новогоднее действо поляки привыкли называть Сильвестром. Средний гражданин наследницы Речи Посполитой ничего особо вразумительного по поводу такого названия не расскажет. Ну, был такой святой, вот в его честь и празднуют.

Действительно, был. Но не просто святой, а, так сказать, святой номенклатурный. Папа Римский Сильвестр Первый жил во времена императора Константина и был «на руководящем посту» достаточно долго, с 314 по 335 год. За что он был причислен к святым, не знаю. Но умер папа аккурат в канун нового 336 года, 31 декабря. День кончины его почитается как день святого Сильвестра.

Не спешите, сказка еще впереди. В то время Новый год праздновали вовсю. Праздник в принципе языческий, ведь римляне начали его отмечать задолго до принятия христианства. Могущественная церковь с народными традициями сладить не могла. Может быть, поэтому решили отмечать не день рождения святого, что, по моему мнению, как-то логичнее, а день, в который папа преставился.

Полное основание «праздновать» день кончины, на мой взгляд, имеют разве что иудеи, с религией которых папа Сильвестр Первый активно боролся и настаивал на полном отрыве христианства от иудейских корней.

Рассказывают, что как-то папа затеял состязание в силе веры с евреями перед лицом самого императора. Да не просто организовал, но христианской молитвой поборол чары некого знаменитейшего еврейского колдуна, знавшего подлинное имя Всевышнего. История об утоплении в Тибре сотен римских евреев - тоже, якобы, его рук дело.

Но вернемся к наступающему празднику. Долгое время, более шести веков, Новый год и день святого Сильвестра существовали бок о бок, но каждый сам по себе. «Мы вместе, но мы врозь», - как ответила одна наша попутчица на вопрос польского таможенника, с грустным видом осматривавшего груду коробок, свертков, сумок и чемоданов, забивших четырехместное купе до самого потолка. Церковь желала искоренения языческих традиций, а своенравный народ как-то не очень стремился ломать устоявшиеся привычки.

Но вот приблизился новый 1000-й год. Помните, как все мы с опаской ждали наступления 2000-го? Компьютеры все станут, самолеты упадут, а поезда взлетят, чтобы тоже упасть рядом с рельсами. Чего только нам не пророчили хитрюги-махинаторы, а мы, грамотные и умные, послушно наматывали спагетти на выступающие органы слуха.

Ну а тысячу лет тому назад все было еще серьезнее. Весь католический мир охватил психоз, связанный с ожиданием конца света. В 1000-м году из моря должен был выползти чудовищный ветхозаветный змей Левиафан, возжелавший, наверное, от сильного голода сожрать всю землю.

Естественно, кому же хочется быть съеденным вместе с соседями и средой обитания. Молебнам не было конца. И вот тут-то святой Сильвестр пригодился как нельзя кстати. Кто же еще заступится, как ни святой, поминают которого в последний день перед концом света? Святой не может людям не помочь. Змея он в невидимой схватке победил, людей в обиду не дал. До сих пор живем и размножаемся.

С тех пор Новый год и называют Сильвестром. Справедливости ради отмечу, что не только в Польше, но и в Венгрии, Чехии, Австрии, Швейцарии и даже в Израиле. Сегодня Сильвестр мирно уживается с другим святым, Санта Клаусом - Святым Николаем. Всеобщими усилиями они делают праздник с каждым годом масштабнее, веселее и красочнее.

Народный праздник Сильвестров день в 2020 году отмечается 15 января (по старому стилю - 2 января). В церковном православном календаре это дата почтения памяти святителя Сильвестра, папы Римского.

Традиции и обряды праздника

На Руси в Сильвестров день женщины гадали на луке. Они выставляли на стол 12 луковиц, посыпали их солью и оставляли на ночь. На следующее утро количество намокших головок показывало число дождливых месяцев в году.

В этот день заговаривали лихоманку.

15 января в народе также именуют днем Кура и Курки. В этот день было принято чистить курятники и вешать в них оберег для птицы от злых духов - черный камень с дыркой посередине.

История жизни святого Сильвестра

Сильвестр родился в Риме в семье христиан. После смерти отца его воспитывали мать Руфина и учитель - пресвитер Квирин. Они дали мальчику хорошее образование и воспитали в благочестивых мыслях.

После достижения совершеннолетия Сильвестр начал давать приют в своем доме странникам. Когда начались гонения на христиан, он предоставил кров епископу Тимофею. Тот прожил у него меньше года, но за это время обратил многих язычников в христианскую веру. После казни Тимофея Сильвестр тайно забрал и похоронил его тело.

Слухи об этом дошли до городского правителя. Он приказал схватить Сильвестра и предать пыткам. Но тот мужественно выстоял и не отказался от христианской веры. Вскоре правитель умер, и Сильвестра освободили.

Святой обратил в христианскую веру многих язычников. В возрасте 30 лет он был посвящен в сан диакона, а затем - пресвитера Римской Церкви. После смерти Папы его избрали на должность епископа Рима.

Святой Сильвестр прославился тем, что в годы правления Константина на одном из диспутов при помощи книг Ветхого Завета доказал императору, его матери и иудеям, что христианскими пророками предсказано о рождении Христа, его страданиях и смерти. Его признали в этом диспуте победившим, но иудеи во главе с Замврием попытались приметить колдовство. Однако Сильвестр остановил их попытки, произнеся имя Иисуса Христа. После этого присутствующие иудеи обратились в христианскую веру.

Также ходит легенда, согласно которой святой Сильвестр поймал ветхозаветное чудовище - морского змея Левиафана. Этим он спас мир от конца света.

Приметы и поверья

  • Вечером появились облака или закукарекал петух - к перемене погоды.
  • Если в этот день петух запел раньше обычного, или гуси с утками начали копошиться в снеге, то скоро наступит оттепель.
  • В Сильвестров день сорока пытается укрыться в домах - к метели.
  • Курицы раньше обычного начали садиться на жердочки для сна - к стуже.
  • Кушать в этот день мясо, особенно птичье - к несчастью.