ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Андрей Муравьёв: «Философия считается матерью всех наук. Философия мать всех наук Философия и наука

ЦИЦЕРОН, МАРК ТУЛЛИЙ (Marcus Tullius Cicero) (106-43 до н.э.) - римский государственный деятель, сторонник идеалов Республики, выдающийся оратор и литератор, популяризатор греческой философии.



Цицерон - учитель и кумир Аврелия Августина - основателя августинизма, опубликовал более сотни речей, политических и судебных, из которых полностью или в значительных фрагментах сохранились 58. До нас дошли также 19 трактатов по риторике, политике и философии, по которым учились ораторскому искусству поколения юристов. Также сохранились более 800 писем Цицерона, содержащих множество биографических сведений и массу ценной информации о римском обществе конца периода республики. Его философские трактаты, не содержащие новых идей, ценны тем, что излагают, подробно и без искажений, учения ведущих философских школ его времени: стоиков, академиков и эпикурейцев. Работы Цицерона оказали сильновлияние на религиозных мыслителей, в частности, Св. Августина, представителей возрождения и гуманизма (Петрарку, Эразма Роттердамского, Боккаччо), французских просветителей (Дидро, Вольтера, Руссо, Монтескье) и многих других. Цицерон был убежденным сторонником сохранения и укрепления «сенатской республики», основанной на «заветах предков». Свои основные труды он назвал «О республике» (De republica; чаще переводится «О государстве») и «О законах»; оба произведения написаны в форме диалогов. «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов». Главные достоинства определения понятия «государство», являются: 1. Народ - это особая общность людей; 2. Народ рассматривается как духовная и социальная общность людей, соединенных едиными представлениями о праве и общими интересами; 3. Право рассматривается как основа объединения народа, «достоянием» которого является государство. Цицерон пишет о смешанном государственном устройстве как о наиболее стабильном и прочном, так как монархия, аристократия и демократия легко трансформируются в свои противоположности. Прочность государства зависит и от незыблемости законов.

"

Музыка сфер и гармония мира"

Свой знаменитый "Сон" Сципион - герой главного философского трактата Цицерона "О Государстве" - "увидел" под влиянием Книги пророка Иезекииля. В марте 58 года до Рождества Христова Цицерон вынужден был бежать из Рима. Вдогонку ему полетело решение Сената о лишении его гражданских прав и запрете под страхом смертной казни кому бы то ни было предоставлять Цицерону кров на расстоянии 500 римских миль от Италии. Дом его был сожжен, имение поступило на распродажу. Больная жена с двумя детьми осталась в городе.

Афоризмы, высказывания

Жить - значит мыслить.

Философия - мать всех наук.

Лицо - зеркало души.

Познай самого себя.

Душа помнит о прошедшем, зрит настоящее, предвидит будущее.

Поэтами рождаются, ораторами становятся.

Имеющий деньги не может быть наказан.

Не быть жадным - уже богатство, не быть расточительным - доход.

Привычка - вторая натура.

Сделай, если можешь.

Величайшее из достоинств оратора - не только сказать то, что нужно, но и не сказать того, что не нужно.

Память слабеет, если ее не упражняешь.

Недостаточно обладать мудростью, нужно уметь пользоваться ею.

Невежество - ночь ума, ночь безлунная и беззвездная.

Жизнь мертвых продолжается в памяти живых.

Ни одно изобретение не может сразу стать совершенным.

Когда гремит оружие, законы молчат.

Самый несправедливый мир я предпочел бы самой справедливой войне.

Более поздние мысли обычно бывают более разумными.

Нет ничего радостнее победы.

Брачный союз - первая ступень человеческого общества.

В страхе больше зла, чем в самом предмете, которого боятся.

Все элементы мироздания гармонично связаны между собой.

Велико могущество совести: оно дает одинаково чувствовать, отнимая у невинного всякую боязнь и беспрестанно рисуя воображению виновника все заслуженные им наказания.

Влюбленный в себя соперников не имеет.

Воспоминание неволи делает свободу еще сладостнее.

Все хотят дожить до старости, а когда доживут, ее же винят.

Вся природа стремится к самосохранению.

Где дело само за себя говорит, к чему слова.

Главная склонность человека направлена на то, что соответствует природе.

Глупость, даже достигнув того, чего она жаждала, никогда не бывает довольной.

Добродетель состоит в защите людей.

Должно остерегаться открывать уши для льстецов и позволять им льстить нам.

Дом, в котором нет книг, подобен телу, лишенному души.

Дружба проникает в жизнь всех людей, но для сохранения ее порой приходится сносить и обиды.

Дух неизбежно стремится ввысь.

Ежедневно сама природа напоминает нам, в сколь немногих, и сколь малых вещах она нуждается.

Если мы хотим пользоваться миром, приходится сражаться.

Есть и пить нужно столько, чтобы наши силы этим восстанавливались, а не подавлялись.

Жизнь коротка, но слава может быть вечной.

Затаенная вражда опаснее явной.

Знание законов заключается не в том, чтобы помнить их слова, а в том, чтобы постигать их смысл.

И в этом, несомненно, та высшая и божественная мудрость - глубоко понять и изучить дела человеческие, не удивляться ничему, что случилось, и ничто не считать невозможным до того, как оно произойдет.

Именно действие придает добродетели истинную ценность и достоинство.

Иногда можно застонать и мужчине.

Истинный друг должен быть нашим вторым "я"; он никогда не потребует от друга ничего, кроме нравственно-прекрасного; дружба дана нам природой, как помощница в доблестях, а не как спутница в пороках.

Каждому надо оказывать добра столько, сколько, во-первых, сам можешь сделать, а затем еще сколько может принять его тот, кого любишь и кому помогаешь.

Как бы ты ни был мудр, а если тебе будет холодно, задрожишь.

Как в жизни, так и в речи нет ничего труднее, как видеть, что уместно.

Как много утратило бы счастье, если бы никто не радовался ему вместе с нами! Как трудно было бы перенести наши несчастия без друга, который испытывает их еще сильнее нас!

Кто мужествен, тот и смел.

Кто не стыдится, того я считаю заслуживающим не только порицания, но и наказания.

Легкомыслие свойственно цветущему возрасту.

Любовь к родителям - основа всех добродетелей.

Малую цену имеет оружие вне страны, если нет благоразумия дома.

Мир держит все в своих объятиях.

Мировой организм есть неразрывное целое.

Множество мыслей порождает многословие.

Мудрость всегда удовлетворена тем, что есть, и никогда не досадует на себя.

Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными.

Мы должны знать изобретения наших предков.

Мы истинно свободны, если мы сохранили способность рассуждать самостоятельно, когда необходимость не заставляет нас защищать навязанные и предписанные нам мнения.

На первом месте должны быть Родина и родители, потом дети и

Невелика заслуга, если человек честен лишь потому, что никто и не пытается его подкупить.

Некоторые бывают людьми не по существу, а только по названию.

Необходимость не знает отдыха.

Нет места милее родного дома.

Нет ничего более изобретательного, чем природа.

Нет ничего красивее хорошо возделанного поля.

Нет ничего слаще, чем свет правды.

Ни водой, ни огнем мы не пользуемся так часто, как дружбой.

Никто не может избежать смерти.

Ничто не сравнится в быстроте с душевной деятельностью.

Ничто так не противоречит рассудку и порядку, как случайность.

Ничто так не свойственно нашей душе, как числовая соразмерность.

Осторожно действовать еще важнее, чем разумно рассуждать.

Очевидность умаляется доказательствами.

Перо - лучший учитель, написанная речь лучше только продуманной.

Помни, что сильные страдания завершаются смертью, слабые дают нам частые передышки, а над умеренными мы владыки.

Поступки мудрых людей продиктованы умом, людей менее сообразительных - опытом, самых невежественных - необходимостью, животных природой.

Предвидение будущего должно опираться не на предсказания и приметы, а на мудрость.

Предусмотрительная природа, подняв людей с земли, сделала их высокими и прямыми.

Преступно брать деньги за вынесенные приговоры; еще преступнее осудить того, с кого возьмешь деньги за оправдание.

Природа довольствуется малым.

Природа не терпит одиночества.

Природа предоставила нам временное пристанище, но не постоянное жилье.

Пусть каждый познает свои способности и пусть строго судит себя, свои достоинства и пороки.

Раз начатое не может быть остановлено.

Разуму не приходится выбирать, если выбор стоит между истиной и выдумкой.

Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не обнял и не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием.

Родившиеся одновременно имеют и природу, и жизнь несходную.

Слава, как тень, следует за добродетелью.

Следует не только выбирать из зол наименьшее, но и извлекать из них самих то, что может быть в них хорошего.

Собственное понимание добродетели и пороков самое главное. Если этого понимания нет, все становится шатким.

Справедливость без мудрости значит много, мудрость без справедливости не значит ничего.

Старость от природы слишком болтлива.

Стремление к деятельности крепнет с годами.

Судья - это говорящий закон, а закон - это немой судья.

Сущность счастливой жизни в целом усматриваю в силе духа.

Те, кто много обманывают, стараются казаться честными людьми.

Тело мужей храбрых и великих людей смертно, а деятельность души и слава их доблести вечны.

Только то общество, в котором народ пользуется верховной властью, есть истинное вместилище свободы.

Труд как бы создает некую мозолистую преграду против боли.

Удивительно, как это жрецы-предсказатели, взглянув друг на друга, могут еще удерживаться от смеха.

Умеренные, уживчивые и неугрюмые старики проводят сносную старость; нетерпимость и угрюмость тяжелы во всяком возрасте.

Хвастливые речи - первый признак слабости, а те, кто способен на большие дела, держат язык за зубами.

Храбрым помогает не только судьба, как поучает старинная поговорка, но гораздо более - разумное суждение.

Человек часто сам себе злейший враг.

Что может быть отраднее и свойственнее человеческой природе, чем остроумная и истинно просвещенная беседа?

Что прилично, то достойно уважения, а что достойно уважения, то всегда прилично.

Это существо, которое мы зовем человеком, одно лишь из стольких родов живых существ получило разум и способность мыслить, тогда как остальные существа все лишены этого.

Я никогда не бываю так занят, как в часы своего досуга.

Я ставлю ни во что чтение без всякого удовольствия.

Алчность есть преступное желание чужого.

Благодеяния, оказанные недостойному, я считаю злодеяниями.

Бренное тело дух вечный двигает.

Величайшее зло - страдание.

Величайшее поощрение преступления - безнаказанность.

Все искусства состоят в исследовании истины.

Высшее благо достнrается на основе полного физического и умствеиного здоровья.

Глупости свойственно видеть чужие пороки, а о своих забывать.

Гнев - начало безумия.

Дела влекут за собой слова.

Дети забавляют себя тем или иным занятием даже тогда, когда ничего не делают.

Добросовестный врач прежде, чем назначить больному лечение, должен узнать не только его болезнь, но и привычки его в здоровом состоянии, и свойства тела.

Должно соблюдать меру, наслаждаясь удовольствием.

Если боль мучительна, она не продолжительна, а если продолжительна, то не мучительна.

Живет свободно только тот, кто находит радость в исполнении своего долга.

Занятия наукой питают юность, а старости приносят усладу, украшают в счастье, служат убежищем и утешением в несчастье.

Земля никогда не возвращает без излишка то, что получила.

Знание, далекое от справедливости, заслуживает скорее названия ловкости, чем мудрости.

Изучение и наблюдение природы породило науку.

Иные думают, что старую любовь надо выбивать новой любовью, как клин клином.

Истинно красноречив тот, кто обыкновенные предметы выражает просто, великие - возвышенно, а средние - с умеренностью.

История - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.

Каждому надо иметь свое суждение.

Каждому свое красиво.

Каждый человек - отражение своего внутреннего мира. Как человек мыслит, такой он и есть.

Как чаша весов опускается под тяжестью груза, так и дух наш поддается воздействию очевидности.

Когда нечем гордиться в настоящем, хвастаются вчерашними заслугами.

Кто настолько глух, что даже от друга не хочет услышать правды, тот безнадежен.

Кто однажды перешел границу скромности, тот делается постоянно и открыто бесстыжим.

Легче переносится удар от друга, чем от должника.

Лишь только однажды кто-нибудь даст ложную клятву, тому после верить не следует, хотя бы он клялся несколькими богами.

Между добрыми людьми - все доброе.

Мир по своей природе не только художественное произведение, но и художник.

Мне нравятся в молодом человеке какие-либо хорошие черты старости, а в старике - хорошие качества молодости.

Мудрость - источник наук.

Мудрость Сократа состояла в том, что он не думал, что знал то, чего не знал.

Найдется ли кто-либо, кто, бросая целый день дротик, не попадет однажды в цель?

Не знаю ничего прекраснее, чем умение силою слова приковывать к себе толпу слушателей, привлекать их расположение, направлять их волю куда хочешь и отвращать ее откуда хочешь.

Не понимаю, почему, не веря видениям безумных, должны мы верить видениям спящих, которые гораздо более смутны.

Не столь прекрасно знать латынь, сколь постыдно ее не знать.

Ничего так не следует остерегаться в старости, как лени и безделья.

Ничто не цветет вечно.

Нужно быть умеренным и в шутках.

Образное изложение делает предмет речи видным.

Они научились говорить перед другими, но не сами с собой.

Остаются способности у стариков, лишь бы только оставался у них интерес к делу и трудолюбие.

От зол удаляет смерть, а не от благ.

Ошибаются те, которые во время благополучия думают, что навсегда избавились от невзгод.

Первый закон истории - бояться какой бы то ни было лжи, а затем - не бояться какой бы то ни было правды.

Письмо развивает искусство владения словом.

Пока у больного есть дыхание, говорят, есть и надежда.

Порядок больше всего помогает ясному усвоению.

Потери наших сил гораздо чаще являются последствием порывов юности, чем разрушительного действия лет. Невоздержанная и сластолюбивая молодость передает старости изношенное тело.

Природа наделила человека стремлением к обнаружению истины.

Природа породила и создала нас для каких-то больших дел.

Простой речи с первого взгляда как будто легче всего подражать, между тем первые опыты покажут, что нет ничего труднее.

Пусть мудрецы решатся презирать богатство.

Путь в подземное царство отовсюду одинаков.

Равные больше всего сходятся с равными.

Расточительность подражает щедрости.

С добрыми и злыми нельзя вести себя одинаково.

Самой природой не дано нам познать пределы вещей.

Сколько различных выгод соединяет в себе дружба. Куда бы вы ни обратились, она к вашим услугам; она повсеместна; никогда она не докучает, никогда не приходит некстати. Она придает благополучию новый блеск, и неудачи, которые она разделяет, в большей степени теряют свою остроту.

Слава есть согласная похвала хороших людей, неподкупный голос людей, правильно судящих о выдающейся добродетели.

Следует жить в соответствии с природой.

Следует осмотрительно делать то, что делаешь.

Сочинения прекрасны именно отсутствием прикрас.

Справедливость в вопросах доверия именуется добросовестностью.

Справедливость не может быть отделена от полезности.

Старость крепка благодаря основам, заложенным в молодости.

Старость отвлекает от занятия делами.

Суди не по отдельным словам, а по их общей связи.

Существуют два первоначала справедливости: никому не вредить и приносить пользу обществу.

Так как уединение и жизнь без друзей полны интриг и страха, то сам разум советует обзавестись дружбой.

Тела юношей закаляются трудом.

То, что имеет силу в отношении большего, должно иметь силу и в отношении меньшего.

Только одно отечество заключает в себе то, что дорого всем.

Труд делает нечувствительным к огорчениям.

Труд притупляет горе.

Ум человеческий всегда стремится к какой-либо деятельности и ни при каких обстоятельствах не терпит непрерывного покоя.

Упражнение и умеренность могут даже и в старости сохранить до некоторой степени прежнюю силу.

Хотя всякая добродетель нас к себе влечет, однако всего более это делают справедливость и щедрость.

Ценить дороже то, что кажется полезным, чем то, что кажется нравственным, в высшей степени позорно.

Человек должен научиться подчиняться самому себе и повиноваться своим решениям.

Человеку свойственно ошибаться, а глупцу - настаивать на своей ошибке.

Чем кто умнее, тем он скромнее.

Чем человек умнее и искуснее, тем он становится более ненавистным, когда он утратил свою репутацию честности.

Через сомнения приходим к истине.

Что безнравственно, то, как бы оно ни скрывалось, все-таки не может никоим образом сделаться нравственным.

Это очевидно, что мы рождены для деятельности.

Я больше, чем сделал, сделать не могу.

Эссе на тему: «Философия – мать всех наук» Цицерон.

Философия, имея, большое влияние практически на все сферы общественной жизни, так же имеет и близкую связь с наукой. Не важно, какие проблемы решает какая-либо дисциплина, обязательным условием остается философский взгляд на явления и процессы, и выведенные в конечном итоге результаты. Без такого целостного взгляда на стоящие перед ней проблемы, невозможны ни открытия, ни развитие науки в принципе.

Так, в свое время именно А.Эйнштейн нашел новый подход к понимаю картины всего мира и сформулировал «Общую теорию относительности» включающую в себя классическую механику, когда в определенных пределах положения прежней физики оказывались истинными.

В сознании Эйншейна преломились идеи предшествовавшей и современной философии. Они оказали огромное влияние на всю его научную деятельность, так как в студенческие годы он познакомился с классиками рационалистической философии. Здесь естественнонаучные взгляды и философские представления не так просто развести. Так же философские познания лежат в основе таких ученых, как В.И. Вернадский, И. Ньютон, Д.И. Менделеев и другие. Поэтому, можно спокойно говорить о серьезных философских взглядах мыслителей.

Философия – крепко связана не только с науками, но и другими сферами общественной жизни: социальной, экономической, политической, научной, правовой и так далее. Попробуем разобрать основные аспекты отношений науки и философии для выявления их схожести и различия. Приступая к рассмотрению данного вопроса, прежде всего уточним значение понятий и их смыслы. О философии достаточно сказано, теперь обратимся к науке.

Существует много определений такого явления, как наука, но в силу ее многогранности и сложности, скорее всего не найдется одного универсального определения. На протяжении всей истории она претерпела столько изменений, что любая попытка дать ей определение, может быть выражена только с одной ее стороны. Наука – является особой сферой человеческой деятельности, функцией которой является выработка объективных знаний о действительности. Понятия «ученый», «наука» воспринимаются как общие. В таком контексте нередко употребляется понятие «наука», применяемое к философии, а философов называют учеными, что в принципе правомерно, но лишь отчасти.

Понятию «наука» придается более узкий смысл для таких научных дисциплин как физика, биология, химия, математика, история и т.д.. Здесь наука определена с точностью, а ученого можно назвать узким специалистом. Каждая из этих наук имеет присущие только ей методы и законы, имея единственный для всей этой науки язык, что позволяет правильно описывать свершившиеся процессы и с определенной точностью предсказывать то, что обязательно может наступить при определенных обстоятельствах в данной области знаний. А эта сумма знаний, передается как проверенная временем информация, которую необходимо усвоить, чтобы в данной области двигаться дальше. Более иначе обстоят дела с философией. Она, как сказал известный философ М.К. Мамардашвили, «не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их… Философия – это оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта». К сказанному хотелось бы добавить, что у философского знания нет четко обозначенных границ, что дает возможность смотреть на философию как личный, субъективно переживаемый опыт автономного мыслителя. У философии, в отличие от других научных знаний, нет основателей и продолжателей, а путей философствования оказывается огромное множество. Философские теории взаимоисключают и находятся в противоречиях друг у друга. Другими словами, разные стороны взглядов в философии – это абсолютно необходимое условие. Дорога философии обсыпана прецедентами;

О методологической функции философии лучше судить, обратившись к понятию метод , которое происходит от греч. methodos – путь, исследование, прослеживание и означает определенный способ достижения той или иной цели, а также совокупность приемов или операций, направленных на теоретическое и практическое освоение действительности. Другими словами, это путь исследования, прокладываемый философом или ученым к предмету своего изучения. Традиционно методологические проблемы разрабатывались в рамках философии, но с возникновением отдельных наук, наряду с философскими (всеобщими), получили развитие и конкретные, частнонаучные методы. Другой важной методологической функцией философии является разработка всевозможных категорий, играющих принципиальную роль как в философии, так и в отдельных научных дисциплинах. Заметим при этом, что, оперируя предельно широкими понятиями, т. е. категориями, формулируя их, философия наряду с методологической выполняет одновременно и мировоззренческую функцию.

Интегративная функция

Интегративная функция философии тесно связана с наукой. Постоянное вовлечение все новых и новых объектов и явлений реальной действительности в сферу теоретических исследований человека, а также потребность в более глубоком изучении различных сторон в определенной мере уже познанного, порождают дифференциацию научного знания уже на самых ранних этапах его развития, что сопровождается появлением отдельных наук, выделяющих не только объект и предмет своего исследования, но и создающих также свой, характерный только для данной науки язык, категориальный аппарат и т. п. Однако на этом пути есть серьезная опасность, которая заключается в том, что размежевание наук сопровождается ослаблением связей между ними, утратой способности активно воздействовать в решении сложных комплексных задач, если не происходит обратный процесс – процесс интеграции научных знаний и усилий по преодолению тех или иных проблем.

О такой опасности красноречиво повествует один из самых известных библейских мифов, где речь идет об утрате людьми взаимопонимания. Желая предотвратить неугодное ему строительство Вавилонской башни, Всевышний лишил людей возможности понимать друг друга, а, следовательно, и совместно действовать. В Библии так говорится об этом: «И сказал Господь: вот один народ, и один у всех язык; и вот, что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать; сойдем же и смешаем там язык их так, чтобы один не понимал речи другого» (Толковая Библия. Т. 1. Бытие. Гл. XI, Стокгольм, 1987. С. 81.). Нередко еще в современной науке, исследующей сложнейшие комплексные проблемы, так и происходит, когда представители одних научных дисциплин не понимают других только потому, что говорят они на разных языках, т. е. каждый на языке своей науки. В этом отношении философия объективно становится для них связующим звеном, объединяющим началом, так как ориентирована в своем анализе на междисциплинарное общение и выработку фундаментальных понятий, содержание которых принимается и используется в одном и том же контексте различными науками.

К тому же в комплексном исследовании сложных объектов каждая конкретная наука исходит из своего предмета, рамки которого не дают ей возможности увидеть изучаемый объект в целостности, системно.

Такая задача опять-таки под силу только философии, которая дает видение всей ситуации в целом и в этом плане является связующим звеном не только между науками, но и отдельными сферами человеческой деятельности, например, правовой, политической, моральной, с которыми прямо или косвенно могут быть связаны проводимые исследования.

Культурологическая функция

Философия выполняет и культурологическую функцию тем, что расширяет кругозор, будит интерес к познанию, образовывает, развивает культуру теоретического мышления. А изучение истории философии различных народов позволяет лучше понять их прошлую и настоящую культуру, способствует обмену и взаимовлиянию культурных традиций и решению проблем, тесно связанных с культурным наследием.

Аксиологическая функция

Наконец, ставя вопросы смысла жизни, смерти и бессмертия, оценивая в категориях «хорошо», «плохо», «ценно», «полезно», «бесполезно» то или иное событие, явление, философия обнаруживает еще одну – аксиологическую функцию (от. греч. axia – ценность). А проводя отличие долгосрочных тенденций от краткосрочных, отделяя поверхностные процессы от фундаментальных, главное от неглавного, она формирует соответствующие потребности, которые тесно связаны с ценностными предпочтениями человека. Тем самым задаются определенные ценностные установки, формируется соответствующая система ценностей.

Этическая функция

При этом и сами ценности, например, моральные, их природа, основания и практическая роль в общественной жизни являются предметом исследования философии, что существенно влияет на нормы и правила, складывающиеся в обществе и устанавливаемые в основном естественным путем, т. е. «самой жизнью». Такие нормы являются важнейшим регулятором общественных отношений и проявляются во взаимодействии и взаимопонимании людей. Обобщая, можно сказать, что философия всегда резюмируется в морали, в поведении всех членов общества, выполняя тем самым еще одну – этическую функцию.

Место и роль философии в обществе

Существует мнение, что философия изучает слишком общие вопросы, достаточно отвлеченные от повседневной жизни и практики. Однако это не совсем так, ибо хорошо известно, что обобщающие теории, если рассматривать их в более широком контексте и отдаленной перспективе, нередко оказываются гораздо практичнее многих конкретных идей, касающихся узких областей знания. Конечно, нельзя сказать, что философия непременно и непосредственно влияет на принятие политических, социальных и других решений, хотя и это вовсе исключать не следует. Но очевидно, что, формируя мировоззрение людей, она тем самым в значительной степени предопределяет и их поведение, и их подходы в процессе выработки такого рода решений.

Оказывая большое влияние практически на все сферы общественной жизни, философия в то же время наиболее тесно связана с областью науки. Независимо от того, какие конкретные проблемы решает та или иная дисциплина, необходимым условием всегда является философский взгляд на процессы и явления, им сопутствующие, т. е. на всю ситуацию в целом, включая и полученные в конечном счете результаты. Без такого широкого, выходящего за рамки конкретной дисциплины целостного взгляда на ее предмет и стоящие перед ней проблемы, в котором отразились бы также и все последние достижения в других областях знания, невозможны ни фундаментальные открытия, ни развитие самой науки вообще.

Так, в свое время именно более широкий взгляд на мир (по сравнению с теми, что долгие годы господствовали в рамках традиционной, «классической» физики) позволил, например, А. Эйнштейну (1879–1955) предложить принципиально новый подход к пониманию картины мира и сформулировать Общую теорию относительности , включившую в себя классическую (ньютоновскую) механику в качестве частного случая, когда многие положения прежней физики оказались истинными лишь в определенных пределах. Однако возникает вопрос: действительно ли философия сыграла здесь свою положительную роль? И если да, то в чем и каким образом это проявилось?

Опуская доказательства общего порядка, отметим то, что в сознании Эйнштейна преломились идеи предшествовавшей и современной ему философии, оказав, несомненно, серьезное влияние на всю его творческую деятельность. Еще в студенческие годы он познакомился с классиками рационалистической философии, их предшественниками и последователями. «Рассматривая творчество Эйнштейна ретроспективно, с точки зрения физических концепций середины XX века и прогнозов на будущее, мы считаем его завершением большой полосы духовной жизни человечества. – Отмечает один из биографов знаменитого физика Б. Г. Кузнецов. – Эта полоса начата не только ньютоновской механикой. Ее началом была вся рационалистическая (в самом широком смысле) философия и наука XVII в. Читая Эйнштейна, невольно вспоминаешь строки Галилея, Декарта, Спинозы, Гоббса, Ньютона – подчас сталкиваешься с поразительным совпадением идей… видишь, как неопределенные догадки и поиски рационалистической мысли XVII в. получают позитивную, недоступную тому времени строгую форму. Логическая связь несомненна». (Кузнецов Б. Г. А. Эйнштейн. Жизнь, смерть, бессмертие. М., 1980. С. 414). Здесь собственно философские взгляды и взгляды естественнонаучные непросто развести. Однако влияние первых на вторые не вызывает сомнения, как не вызывает сомнения и то, что в основе научных идей таких великих ученых, как Ньютон, Вернадский, Менделеев и др. также лежат их обширные и глубокие философские познания.

Философия и наука

Философия тесно связана не только с наукой, но и с другими сферами общественной жизни: экономической, политической, социальной, правовой, научной, с искусством и т. п. Отдельные аспекты этих отношений будут раскрыты в соответствующих главах учебного пособия. Здесь же речь пойдет о генезисе отношений философии и науки с целью выявить их общность и различие. Вопрос этот достаточно важный, так как несовпадение данных понятий не всегда принимается во внимание, а в результате теряется специфика философии, о которой немало говорилось выше. Приступая к более подробному рассмотрению данного вопроса, уточним, прежде всего, основные смыслы и значения указанных понятий. О философии в таком ракурсе уже достаточно было сказано. Теперь обратимся к науке.

Что есть наука?

Существует много определений столь уникального явления, как наука, но в силу ее сложности и многогранности какое-то одно, универсальное определение вряд ли вообще возможно. На протяжении своей истории она претерпела столько изменений и каждое ее положение настолько связано с другими аспектами общественной деятельности, что любая попытка дать определение науки, а таких было немало, может выразить более или менее точно лишь одну из ее сторон. И все-таки во всех случаях довольно четко прослеживается выделение двух подходов к пониманию науки, когда ее трактуют в широком или узком смысле.

В широком (собирательном) смысле это вся сфера человеческой деятельности, функцией которой является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности . Здесь понятия «наука», «ученый» не конкретизируются и понимаются как общие, собирательные понятия. Именно в таком контексте нередко употребляется понятие «наука» применительно к философии, а философов называют учеными, что в общем-то правомерно, но, как будет показано ниже, лишь отчасти.

Для обозначения же конкретных научных дисциплин, таких, например, как физика, химия, биология, история, математика и др., понятию «наука» придается узкий , и, следовательно, более строгий смысл. Здесь наука точно определена, а ученый выступает как узкий специалист, носитель конкретного знания. Он уже не просто ученый, а всегда и обязательно или физик , или химик , или историк, или представитель другой науки, которая непременно представляет собою стройную, строго упорядоченную систему знаний о том или ином объекте (явлении) природы, общества, мышления .

Каждая из таких наук имеет специфические, присущие только ей законы и методы, свой, единый для всей этой науки язык, категориальный аппарат и т. п., что позволяет верно описывать и объяснять свершившиеся процессы, адекватно понимать настоящее и с определенной степенью точности предсказывать то, что обязательно наступит или может при определенных обстоятельствах наступить в соответствующей области знаний. Как содержание той или иной науки, так и полученные ею результаты едины для всех культур и народов и никаким образом не зависят от позиции, точки зрения или мировоззренческих установок отдельного ученого. Они передаются как совокупная, проверенная временем и практикой сумма знаний, которую нужно усвоить, чтобы в данной области идти дальше.

Почему философия не наука?

Иначе обстоит дело с философией. Она, если суммировать вышесказанное и выразить это словами известного философа М. К. Мамардашвили, «не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их… Философия – это оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта» (Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М., 1990. С. 14–15).

Здесь по существу сформулирован ответ на интересующий многих вопрос: «Почему в истории философии во все времена „на равных“ сосуществуют различные противоборствующие, порой абсолютно несовместимые школы, течения и направления и разнообразию этому не видно конца ?» К сказанному можно добавить, что у философского знания нет четко обозначенных границ, и это дает возможность рассматривать философию как личный, субъективно переживаемый опыт автономного мыслителя. У нее, в отличие от того или иного научного знания, нет единой системы, нет основателей и продолжателей (в том смысле, как это есть у научных дисциплин), а путей философствования в итоге оказывается множество. Философские теории по большей части находятся в противоречиях и даже взаимоисключают друг друга.

Иными словами, плюрализм взглядов в философии – норма и, более того, абсолютно необходимое условие. Дорога философии устлана прецедентами; образно говоря, философия – «штучный товар», чего никак не скажешь о науке. Великий немецкий философ И. Кант, отмечая эти особенности философии, утверждал, что можно учить философствовать, но не философии, ибо она не имеет фундамента в виде эмпирической базы и подобна воздушному замку, живущему лишь до следующего философа. По мнению другого классика немецкой философии А. Шопенгауэра, «философ никогда не должен забывать, что философия есть искусство, а не наука».

Философия – мать всех наук

Но как тогда соотнести такое представление о философии с широко распространенным мнением, что философия является прародительницей, матерью всех наук ? Каким образом ответить на вопрос: «Как это „искусство“, „воздушные замки“ могут порождать стройные, доказательные системы ?». Другой не менее интересный вопрос: «Когда и почему, в силу каких обстоятельств наука выделилась из философии ?» В стремлении дать более полный, развернутый ответ, сделаем некоторые пояснения и небольшой экскурс в историю.

Заметим, что уже в древности у любителей мудрости на бесчисленное количество вопросов находились некоторые ответы, которые они получали рациональным и опытным путем и которые можно было бы назвать достоверным знанием, т. е. точным, подтверждаемым практикой, повседневной жизнью. Такие ответы с достаточной полнотой «закрывали», «снимали» вопрос, иными словами, однозначно формулировались и исключали другие ответы.

Относительно этого можно привести множество примеров. В частности, как только было установлено, что сумма углов любого треугольника равна 180° градусов или что на тело, погруженное в жидкость, действует сила, равная весу вытесненной жидкости, эти вопросы перестали быть «открытыми», т. е. они получили однозначное, исключающее другие варианты решение. Это означало, что любые дополнительные мудрствования на этот счет теряли всякий смысл по причине своей бесполезности. А решенные вопросы и проблемы переходили в разряд точного, достоверного знания (в виде конкретных ответов на них) и с этого момента переставали быть собственно философскими. В XX в. К. Ясперс так сформулировал это принципиальное положение: «То, что из непреложных оснований признается каждым, становится тем самым научным познанием и не является больше философией, а относится к конкретным областям знания».

Таким образом, в недрах философии, изначально выступавшей как нерасчлененное протознание (от греч. protos – первый), уже тогда с нарастающей динамикой формировались области знаний, которые имели прикладной характер и соответствующую направленность. Так постепенно зарождалось естествознание, складывались конкретные науки (математика, геометрия, физика, медицина, астрономия, история и др.), которые все больше обретали свои очертания и самостоятельность. Именно в этом смысле философия выступает прародительницей, матерью всех наук, которые, выделившись из нее, нередко начинают затем дробиться в процессе дифференциации научного знания, все больше ограничивая, детализируя предмет своего исследования. Глубина их анализа и проникновение в суть вещей, разумеется, увеличиваются, в то время как круг рассматриваемых вопросов сужается.

Наука обогащает философию

Было бы логично предположить, что то же самое происходит и с философией, когда из нее выделяются конкретные науки со своими некогда философскими предметами исследования. Однако, как ни парадоксально, ничего подобного не происходит. Более того, как показывает история, чем больше наук выделяется из философии, тем больше вопросов и проблем у нее появляется, т. е. философии не только не становится меньше, а скорее, наоборот, больше . Почему? Ответ следует искать в специфике, разнице, вопросов и их решений, которые характеризуют в отдельности науку и философию.

Из того, что наука опирается прежде всего на полученные ею достоверные знания и конкретные результаты, закрывающие вопросы, вовсе не следует, что у нее нет своих проблем и «открытых» вопросов. Но в отличие от философских вопросов, которые в принципе не имеют однозначных, бесспорных ответов, научные вопросы требуют скорее не мудрствования, а продумывания, ибо имеют реальную или потенциальную возможность получить конкретные решения, которые в итоге опровергают или подтверждают изначальные предположения, расширяя сферу достоверных знаний.

Зарождающиеся таким образом научные дисциплины, подобно пузырькам закипающей воды, увеличиваясь в объеме, расширяют тем самым и сферу философствования, область соприкосновения познанного с непознанным, так как порождают новые вопросы, ответить на которые в рамках естествознания не представляется возможным.

Стрелки на приводимой ниже схеме (1) как раз и показывают направленность такого постоянного расширения, как конкретно-научного знания (за счет накопления теоретических результатов и эмпирических данных), так и философского (за счет появления все новых вопросов).



Таким образом, чем больше знания, шире кругозор, тем большей панорамой раскрывается сфера непознанного, вызывающего множество новых, как научных, так и философских вопросов.

Именно это обстоятельство дало в свое время основание древнегреческому философу Сократу (469–399 до н. э.) произнести на склоне лет знаменитую фразу: «Наконец-то я знаю, что ничего не знаю». И хотя любой человек мог бы сказать в отношении себя то же самое, тем не менее, дорасти до такого «незнания», стоившему Сократу не только прожитых лет, но и каждодневного поиска истины, дано далеко не каждому.

От «старых» к новым философским тайнам

Философские вопросы, типа: «Есть ли Бог?», «Что есть истина?», «Какова природа духа, и что есть душа?» не представляется возможным решить конкретно и однозначно, быть может, и в принципе, что, однако, также остается без ответа. Почему «быть может»? Потому, что совсем не философские вопросы с точки зрения сегодняшнего дня, некогда занимали лучшие умы и были в полном смысле этого слова философскими. Например: «Куда деваются звезды днем, а Солнце – ночью?», «Как догнать быстроногому Ахиллесу ползущую черепаху, если каждый раз, прежде чем преодолеть все разделяющее их расстояние, он должен пробежать половину этого расстояния?» и т. д. и т. п.

Но, переходя из области философии в область естествознания, эти и подобные им вопросы зачастую приоткрывают завесу над новым, еще бо?льшим числом философских тайн. В частности: «Где та сила, которая придала вращение Земле, и почему именно в этом направлении?», «Если наше Солнце – звезда средней величины, то хотя бы у некоторых среди миллиардов и миллиардов похожих на него звезд могут быть такие же спутники, где, подобно нашей Земле, есть жизнь. Но как доказать или опровергнуть это, если в принципе возможное время преодоления человеком расстояния даже до ближайших звезд несопоставимо не только с человеческой жизнью, но и с историей его цивилизации?».

Наука как форма мировоззрения

По мере роста знаний количество подобных вопросов неизменно множилось, вызывая ускорение в развитии науки и все большее обособление ее от философии. Однако как самостоятельная область знания, как особая форма мировоззрения , наука окончательно сложилась только в XVII–XVIII вв. С определенной долей условности можно сказать, что окончательно это произошло тогда, когда Ньютоном были открыты и сформулированы основные законы классической механики.

Этапы развития НТП

Отсюда берет начало научно-технический прогресс (НТП), специфической особенностью которого является то, что с этого времени уже ни наука, ни техника не могут развиваться в отрыве друг от друга . С этих же пор понятия «философ» и «ученый» перестали обозначать одно и то же, и если теперь и употребляются как синонимы, то лишь в том смысле, что термины «наука» и «ученый» мыслятся в собирательном смысле.

Особенно интенсивно наука и техника стали развиваться в XX в., а все ускоряющееся развитие НТП в 30-40-е годы переросло в научно-техническую революцию (НТР), когда наука стала непосредственной производительной силой . Это означает, что материальные и финансовые вложения в науку стали давать такую же ощутимую, зримую и достаточно быструю отдачу, как и вложения, например, в добывающую или перерабатывающую промышленность. Хорошей иллюстрацией сказанного являются социологические, психологические исследования и рекомендации, на основании которых принимаются эффективные кадровые решения, осуществляется социальная политика на предприятиях. Материальные затраты на развитие этих, казалось бы, далеких от производства гуманитарных сфер знания, многократно окупаются за счет более рациональной организации труда и повышения его производительности.

480. Метод – это:

A) путь исследования=

b) практика

481. Механицизм – это:

А) материализм в механике=

b) идеализм в механике

c) односторонний метод познания

482.Соглашение по соображениям удобства, целесообразности – это:

A) конвенционализм=

b) критицизм

c) креационизм

483.Специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру – это:

A) деятельность

c) поведение

484.Выберите верное суждение:

a) =способ производства развивается на основе взаимодействия производительных сил и производственных отношений

b) способ производства развивается на основе развития техники

c) способ производства развивается на основе взаимодействия природы и общества

485. Выделите верное суждение:

a) =экономический базис – это совокупность производственных отношений данного общества

b) экономический базис – это господствующий способ производства

c) экономический базис – это только господствующие производственные отношения

d) экономический базис – это производительные силы данного общества

486.Философы всех эпох отмечали, что исторические события происходят:

a) =в определенном ритме и как бы повторяются

b) беспорядочно и не повторяются

c) каждый день

c) количество

d) качество

488.Разрабатывал циклическую теорию общественного развития:

Данилевский

489 В «ноосферной» модели человеческой цивилизации основная роль отведена:

c) экономике

d) государству

490. Против идеи прогресса в человеческой истории выступали:

a) =Ницше и Камю =?

b) Михайловский и Лавров

c) Маркс и Энгельс

d) Сен-Симон и Спенсер

491.Натуралистическая концепция развития общества полагает, что:

А)общество – есть естественное продолжение космических законов

в)земная жизнь является вступлением в божественную жизнь

с)общество несовершенно, т.к. в его генетике заложено стремление к разрушению и насилию

д)источником развития общества является развитие ресурсодобывающей промышленности,и,следовательно, науки в целом

492. .«Герменевтика» - это:

a) =искусство истолкования текстов=

b) эпоха становления германской оппозиции

c) фигурное письмо

d) натуралистическая мифология

493 Синоним слова «рациональное» - это:

a) =разумное=

b) сознательное

c) логичное

494. Саморегулятор свободы человека – это:

a) =самосознание

b) ответственность

c) традиции

495. В жизни общества на его ранних стадиях большое значение имели:

a) =естественные средства для жизни

b) климатические условия

c) энергетические источники

d) источники средств производства

b) Бердяев Н.А.

497.Понятие «постиндустриальное общество» ввел в философии истории:

a) =Д. Белл

b) М. Вебер

c) Э. Фромм

498 Правильное определение понятия «сциентизм» - это:

a) =абсолютизация роли науки в духовной жизни общества

b) направление в искусстве, объявляющее своей задачей бесконтрольное воспроизведение сознания и подсознания

c) склонность мыслить готовыми схемами

499. Найдите определение ценности как элемента мировоззрения

a) =ценность – это духовная опора, помогающая человеку выстоять в жизненных испытаниях=

b) ценность – это то, что имеет цену

c) ценность – это все, что имеет человек

a) =причинность

b) системность

c) взаимосвязь

501.«Одни и те же причины, в одних и тех же условиях порождают одни и те же следствия» это:

a) =принцип причинности

b) гипотеза причинности

c) теорема о причинности

502. Одна из подфункций гносеологической функции философии:

a) =эвристическая=

b) мировоззренческая

c) антропологическая

d) аксиологическая

503.Присвоение опыта взрослых ребенком в ходе онтогенеза называется:

a) =интериоризацией

b) отождествлением

c) идентификацией

504. Процесс развития, с точки зрения Тейяр де Шардена, начинается в точке альфа, а заканчивается в точке:

505 Согласно Гегелю, когда философия начинает использовать религиозные категории, она превращается в

a) =теологию =

b) гносеологию

c) эпистемологию

d) социологию

506 .Утверждал, что в мире нет ничего беспричинного и всякая случайность тоже имеет свою причину:

a) =Демокрит

b) Пифагор

c) Вальтер

507. Проверенный практикой результат процесса познания, адекватно отраженный в сознании – это:

A) знания

508 Не рождает причину, а дает причине лишь внешний толчок:

b) следствие

c) случайность

509.«Не будь солнца, мы бы не знали, что такое ночь» - так говорил:

a) = Гераклит

510.Называл диалектику душой мышления:

a) =Гегель

c) Гераклит

511 Формой практики не является:

A) Воздействие предметов и явлений мира на органы чувств человека;

b) Научный эксперимент;

c) преобразование природы с помощью орудий труда;

d)преобразование общественного бытия через изменение существующих социальных отношений.

512. Практика по своим функциям не является:

A)Успешной заменой теоретических исследований и научного творчества;

b) Основой познания;

c) критерием истины.

513.Секуляризация – это;

a)=обращение к земному миру, осознание его ценности;

b) принятие человеком какой-либо религии;

c)отрыв земного от небесного.

514. Центральная философская проблема Юма:

a)=познание;

b) дедукция;

c)индукция:

d) анализ.

515. К формам практики как критерия истины не относится:

А) идеология=

в) общественное производство

с) социально-политическая деятельность

d) научно-экспериментальная деятельность

516 .Греческое слово «практика» означает:

А) деятельный, активный

в) трудовую деятельность

с) умственную деятельность

517 В античном обществе к физическому труду относились следующим образом:

А) он считался уделом рабов=

в) физический труд считался основой жизни

с)физический труд считался более важным по сравнению с умственной деятельностью.

518. Самой важной формой деятельности в средневековье считается

А) молитва и все, что с ней связано=

в) крестьянский труд

с) труд торговцев и ремесленников

519. В Новое Время в качестве подлинной формы человеческой деятельности рассматривается:

А) мыслительная деятельность=

в) торговля и ремесло

с) сельскохозяйственное производство

Тема 14. Проблема истины.

520.Продолжите высказывание Гегеля: « Истина – это…»

a) = не монета, которую можно взять и положить в карман

b) цель познания

c) дитя эпохи

d) все, что дает выход из конкретной ситуации

521 Считал воду первоосновой мира:

b) Гераклит

c) Аристотель

522. Теория познания в англоязычных странах называется:

a) =эпистемология

b) скептицизм

c) флуктуация

523.Один из тропов скептицизма гласит, что одни и те же познаваемые предметы будут выглядеть по-разному в зависимости от таких обстоятельств как…

a) =все перечисленное

b) расстояние до познаваемого предмета

c) положение самого предмета

d) условия познавательного процесса

524.Родоначальником современной экспериментальной науки является:

525 С греческого языка термин «практика» переводится как:

a) =деятельный

b) пассивный

c) работающий

526 .Основным элементом структуры практики является:

a) =целесообразная деятельность

b) цель деятельности

c) общение

527 «В одну и ту же реку вступаем и не вступаем, ибо воды в ней вечно новые» так считал:

a) =Гераклит

c) Конфуций

528..Личностные переживания, воспоминания, предчувствия являются:

a) =эмоциональным компонентом сознания

b) ценностно-смысловыми компонентами сознания

c) логико-понятийными способностями

529.Процесс индивидуального развития организма, все его изменения от зарождения до конца жизни – называется:

a) =онтогенезом

b) биогенезом

c) рефлексией

d) перцептивностью

530. Когда человек осознает себя как личность со своей мотивацией, интересами, ценностной ориентацией, это является признаком:

a) =самосознания =

b) подсознания

c) сознания

531.Тип мудрости, базирующейся на учении о цели и целесообразности, на том, что все в мире имеет свою цель и целесообразность?

a) =телеологическая

b) сокровенная

c) теологическая

d) политическая

532. «Не плакать, не смеяться, не проклинать, а понимать» - так считал:

a) =Спиноза

c) Монтень

d) Аристотель =533.Выберите основной компонент научной теории:

c)эмпирическая основа =534.Комплекс взглядов, идей, направленных на объяснение какого-либо явления, процесса – это:

a) =теория

b) теорема

a) =К. Поппер

b) К. Маркс

536.Правило, образец изучения какой-либо научной дисциплины:

a) =парадигма

b) гипотеза

537. Наличие проблемной ситуации –это одно из условий:

a) =интуиции

b) сравнения

c) аналогии

d) анализа

538. Использовал метод сравнения в своей работе, которая называлась «Миф о пещере»:

a) =Платон

c) Демокрит

d) Гераклит

539. Использовал понятие «практический разум»:

c) Аристотель

540. Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней, часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, обладающих волей и сознанием, и включает в себя способы взаимодействия людей - это:

a) =общество

b) религия

d) личность

541. Система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку:

a) =философия

b) религия

c) психология

542. Качественное измерение интеллекта человека, как результат единства теории и практики, мышления и деятельности, как результат поставленной цели и средств их достижения:

a) =убеждение

c) настроение

543.Вспышка проницательности, источник проявления которой, невозможно объяснить или идентифицировать:

a) =интуиция

c) чувства

d) настроение

544. Эта функция философии заключается в тезисе: «Я сомневаюсь во всем»:

a) =критическая

b) аксеологическая

c) методологическая

d) мировоззренческая

545. Высшая форма отражения действительности:

a) =сознание

b) реальность

d) чувство

546.Рассматривал философию, как мать всех наук:

a) =Гегель

d) Аристотель

547. Эта функция философии помогает дать ответы на вопросы: что есть истина, что есть ложь, что есть заблуждение, как соотносятся знание и практика:

a) =гносеологическая

b) антропологическая

c) общенаучная

d) мировоззренческая

548.Философское мировоззрение, согласно которому истинное бытие принадлежит не материи, а духовному началу - это:

a) =идеализм

b) материализм

c) дуализм

d) теология

549.Среди современных концепций истины отсутствует:

A) системная

b) Когерентная;

c) Соответствия.

550. .Поскольку истина не зависит от познающего субъекта, она:

A) Объективна;

b) абстрактна;

c) субъективна;

e) абсолютна.

551. Обыденное практическое знание включает в себя:

a) =Приметы, личный опыт, традиции;

b) научные факты, правила дорожного движения;

c) традиции, письменные инструкции.

552..Следующие методы познания:

1. агностицизм

2. скептицизм

3. диалектический материализм

4. поспозитивизм

Соотносятся с их значениями:

а) полностью или частично отрицает возможность постижения истины

б) не отрицает познаваемость мира, но основное внимание концентрирует на негативных результатах процесса познания

в) опирается на данные всех наук и форм познавательной деятельности человека.

г) опирается на развитие знания в его целостности

1. =1а 2б 3в 4г

2. ?1а 2б 3г 4в

3. 1б 2г 3а 4в

4. 1в 2а 3б 4г

553. . .Понятия:

1.Догматизм

2 Релятивизм

3. Конвенционализм

а) направление, согласно которому научные истины – это результат соглашения между учеными

б) направление, отрицающее наличие абсолютной истины в человеческих знаниях

в)неспособность отказаться от устаревших истин

554. Различные формы истины:

1. Абсолютная истина

2 Относительная истина

3. Объективная истина

Соотносятся со следующими определениями:

а) Это такое содержание наших знаний, которое не зависит от воли и сознания людей и которое адекватно отражает предметы и явления действительности

б) это полное и исчерпывающее знание о мире в целом; элементы знания, которые не подлежат уточнению и опровержению в будущем

в)неполное знание о мире, знания, которые уточняются и совершенствуются.

555 .Считал критерием истинности ясность и отчетливость:

А) Декарт

в) Фейербах

556. Ищет критерий истинности в чувственных знаниях:

А) Фейербах

557. Основным критерием истинности является согласованность знания с общей охватывающей системой знаний. Такова:

А) Когерентная концепция истины

в) классическая концепция истины

с) прагматистская концепция истины

Тема 15. Наука и техника.

558 Понятие, к которому относится данное определение: «Коренные качественные преобразования производительных сил на основе превращения науки в непосредственно производительную силу»:

А) «научно-техническая революция»=

b) «переход от капитализма к социализму»

c) «переход от демократии к тоталитаризму»

559. Витализм – это:

A) учение о качественном отличии живой природы от неживой

b) одно из философских учений

c) одна из отраслей биологии

560 Как определенного рода социокультурная ценность, техника может рассматриваться в аспекте:

а) техника как объект (приборы, инструменты, машины)

b) техника как знание (умение, правила, теории)

c) техника как процесс (изобретения, проектирование, изготовление)

D) все перечисленное

561. Признаком данной функции является умение проводить научную экспертизу и умение предлагать социальные рецепты:

a) =интеллектуально интегрирующая

b) гносеологическая

c) Регулятивно-психологическая

d) общенаучная

562. Главной разновидностью труда в информационном обществе является:

a) =труд по преобразованию информационных потоков

b) обучение подросткового поколения

c) производство компьютеров

563. .Виртуальная реальность – это:

a) =машинно-информационное бытие, которое можно видеть, переживать посредством персонального компьютера и глобальной компьютерной сети=

b) фантастические образы и идеи

c) духовный мир человека

564. Система взглядов на мир это:

a) =мировоззрение

b) обобщение

c) убеждение

d) культура

565. Функция философии, отвечающая на вопрос: «что в этом мире первично?»

a) =онтологическая

b) антропологическая

c) мировоззренческая

d) гносеологическая 566 Какое направление в философии говорит о том, что истинное бытие принадлежит разуму, воле, душе?

a) =идеализм

b) материализм

c) дуализм

567. .Составная часть мудрости - это:

a) =рассудок

c) настроение

568. Вторая ступень рационального познания – это:

c) восприятие

d) мировоззрение

569. Доказывал, что труд - причина перехода обезьяны к человеку:

a) =Энгельс

c) Аристотель

570. Один из источников философии, который отражает истину в символах:

a) =религия

b) культурный опыт

c) рефлексия

d) практика

571.Свойство сознания, присущее только человеку - это:

a) целеполагание

c) передача информации

572 .Единство интеллекта и характера, связанное с умением соотносить единичные факты с общими истинами – это:

c) рассудок

573..Одна из главных проблем, стоящая перед философией - это:

a) =проблема духовной свободы человека=

b) проблема наступающего экологического кризиса

c)проблема сохранения исторического наследия д)проблема безграничных человеческих потребностей

574. .Ценности – это:

a) =представление человека о целях жизнедеятельности и средствах их достижения

b) результат оценки

c) совершенный образец чего-либо

575. Продолжить фразу: «Философия – это не только наука, но и …»

a) =искусство =

b) культура

c) божественный дар

576..«Философия дает три дара –хорошо говорить, мыслить и поступать». Так говорил:

a) =Пифагор

c) Аристотель

577.Учение об общих принципах бытия называется:

a) =онтология

b) антропология

c) аксиология

d) гносеология

578Учение о ценностях называется:

a) =аксиология

b) антропология

c) гносеология

579.Учение о человеке и его бытии называется:

a) =антропология

b) онтология

c) аксиология

580.Учение о сущности и развитии человеческого общества называется:

a)=социальная философия в)гносеология

с)аксиология

581.Учение о проблемах познания называется:

a) =гносеология

b) аксиология

c) онтология

582.Онтология отвечает на вопрос:

a) =«Что первично: сознание или материя?»

b) «Как соотносятся знание и практика?»

c) «В чем отличие заблуждения от лжи?» =583.Гносеология исследует главный вопрос:

a) =«что есть истина?»

b) «как соотносятся знание и практика?»

c) «как соотносятся мышление и бытие?» =584.«Философия - эпоха, схваченная в мыслях, а предмет философии – это мышление и его диалектика». Так говорил:

a) =Гегель

b) К.Маркс

c) В.Соловьев

585. «Философия – синтез осознанного бытия». Так говорили:

А)философы материалисты в)философы идеалисты с)религиозные философы

586.Составной частью любого типа мировоззрения являются:

a) =миропонимание

b) миропознание

c) мироискание

587.Абсолютизирует значение науки:

A) Сциентизм;

b) Материализм;

c) субъективизм.

588. Исключите из перечисленных критериев науки лишний:

A) Неуязвимость;

b) Доказательность;

c) подтверждаемость;

d) Простота;

е) Воспроизводимость.

589. Выдвинул понятие парадигмы:

b) Поппер;

c) Лакатос.

590. Принцип, обоснованный Поппером, по которому научную теорию можно опровергнуть:

A) Фальсификация;

b) Верификация;

с) абсолютизация.

591. Н.А. Федоров и его последователи считали, что будет покончено с войнами:

a) =в культуре психократического общества;

b) в культуре зооморфного общества.

592. .Техника это:

a) =все ответы верны;

b) результата человеческого труда и развития знаний;

c) средство развития знаний;

d) необходимая часть человеческого существования.

593. Техника имеет ценность как:

a) =средство достижения цели;

b) цель человека;

c) самостоятельный феномен;

d) самовоспроизводимая единица мира;

594. Философ, утверждавший, что техника является важнейшим средством обнаружения глубинных свойств сущего:

a) =Хайдеггер;

b) Ясперс;

c) Ньютон.

595 Критерием демаркации в стандартной концепции знания не является:

a) =индивидуализация;=

b) верификация;

a) =Лакатос;

b) Фейерабенд;

597. Особенностью современного научно-технического прогресса является:

А)создание новых технологий на базе научной теории

в)автоматизация производства

с) широкое использование электрической энергии

d) массовое машинное производство.

598. Типичным образование глобального коммуникационного поля является:

А) поп-культура

в) маргинальная культура

с)национальная культура

d) суб-культура.

599. Искусство всякого рода производства называется в античности

а) техникой

в) опытом

с)технологией

D) умением

600. Техническая революция, связанная с использованием силы пара и электричества, называется:

А) промышленной=

в) биотехнической

с) неолитической

601. Выделяет в европейской истории три технические эпохи: эотехническую, палеотехническую и неотехническую:

А) Мамфорд